ССОПиР в защиту

 В ЗАЩИТУ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
ПРАВ ВЕТЕРАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Общероссийская общественная организация «Союз социальных педагогов и социальных работников» (ООО «ССОПиР») уделяет большое внимание проблемам социальной поддержки всех ветеранов Российской Федерации. В широкий перечень граждан - получателей льгот и пособий только по социальному статусу гражданина входит около 286 характеристик. Действует несколько Федеральных законов РФ и законов СССР, регулирующих порядок предоставления льгот и выплату пособий. Эти законы пополняются и редактируются не всегда в положительном ракурсе. Из них могут изыматься статьи и параграфы, что так или иначе ведет к пересмотру ранее утвержденных норм льготной поддержки граждан, ветеранов и инвалидов, что ведет к нарушению правовых условий оказания социальной поддержки граждан.
В настоящее время пенсионеры и ветераны всех регионов Российской Федерации видят, что исполнение законов о пенсионном обеспечении, о замене льгот денежным содержанием и других законодательных актов пришло к такому тупиковому состоянию, что дальнейшее замалчивание проблем пенсионирования, льгот и кризисного состояния системы социального обслуживания населения, всех ветеранов и инвалидов, особенно сельских, позволяет говорить о наступлении системного кризиса. К этому стоит добавить две связанные темы: повышение тарифов на коммунальные услуги и, особенно, кризис льготного обеспечения лекарствами, который наблюдается практически во всех регионах страны.


     Что касается лекарственного кризиса, то он в первую очередь захватил больных самыми тяжелыми болезнями (диабет, гемофилия, эпилепсия и пр.). Этим людям нелегко выйти на улицу, прежде всего, в силу своего физического состояния. Кроме того, они привыкли уповать на помощь государства и потому до последнего пытаются сохранять внешнюю лояльность, дабы не лишиться этой поддержки. Впрочем, их запас терпения истощается на глазах. Еще в прошлом году власти объявили о перерасходе средств по программе ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения) и как следствие, прекратили оплату наиболее дорогих препаратов, необходимых для лечения тяжелых патологий.


     С начала 2007 года и по сей день проблема только обострилась. После того, как представители общественных инвалидных организаций провели пресс-конференцию, где пообещали в случае отсутствия реальных со стороны правительства по разрешению ситуации, потребовать его отставки, был уволен руководитель Росздравнадзора Р. Хабриев, а следом и министр Минздравсоцразвития РФ М. Зурабов. В прессе и электронных СМИ появились сообщения о людях, умерших от отсутствия жизненно важных лекарств. Одним из приоритетов в тематике общественных слушаний должна быть тема пенсионного обеспечения всех граждан Российской Федерации.
С точки зрения рядового ветерана провал пенсионной реформы очевиден. Несмотря на то, что пенсию теперь выдают вовремя, ее реальный размер по отношению к заработку по сравнению с прошлым десятилетием снизился с 35% до 25%, не обеспечивая фактически элементарного физиологического минимума, и в дальнейшем снизится до 10% (согласно прогнозам). Инфляционные процессы больнее всего сказываются именно на пожилых людях, ветеранах и инвалидах. По данным еженедельника АИФ, если инфляция для работающего населения составляет 10%, то для пенсионеров 14,5%. Снижается их покупательная способность. Госслужащие и депутаты законодательных собраний в регионах получают пенсию по отдельным законам. Для них коэффициент замещения составляет уже 70% прежнего заработка. Весьма болезненным вопрос пенсионного обеспечения стал для ветеранов и инвалидов, проживающих в сельской местности. Пожалуй, они сегодня наиболее уязвимы в своих правах.


     ССОПИР уделяет большое внимание проблемам социальной поддержки всех ветеранов Российской Федерации. В широкий перечень граждан - получателей льгот и пособий только по социальному статусу гражданина входит около 286 характеристик. Действует несколько Федеральных законов РФ и законов СССР, регулирующих порядок предоставления льгот и выплату пособий. Эти законы пополняются и редактируются не всегда в положительном ракурсе. Из них могут изыматься статьи и параграфы, что так или иначе ведет к пересмотру ранее утвержденных норм льготной поддержки граждан, ветеранов и инвалидов, что ведет к нарушению правовых условий оказания социальной поддержки граждан.
В современных условиях «Союз социальных педагогов и социальных работников» считает, что первоочередной задачей государства и общества в области социального обслуживания и поддержки всех ветеранов является решение ряда острейших проблем, имеющих объективный характер:


     1. ССОПИР обращает внимание на неблагоприятную ситуацию в области соблюдения конституционных прав ветеранов, проживающих в сельской местности. Нами совместно с Министерством здравоохранения Правительства Московской области и Российско-Европейским Международным фондом в поддержку социальных реформ был проведен мониторинг и Международная конференция в г. Дмитров Московской области (январь 2008 года), посвященная современному социальному положению и патронажу ветеранов, проживающих в отдаленных районах Российской Федерации. Необходимо в ближайшем будущем устранить имеющееся территориальное неравенство в получении ветеранами социальных услуг. Для этого:
-     на основе федеральных стандартов социального обслуживания разработать и ввести в действие федеральные и региональные стандарты социальных услуг, в том числе с учетом специфики обслуживания сельских жителей;
-     в целях более полного удовлетворения потребностей населения в социальных услугах и сокращения расходов государственных учреждений социального обслуживания разработать механизмы использования автономных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги на конкурсной основе;
-     в целях соблюдения прав и законных интересов граждан, контроля за соответствием объема и качества услуг, предоставляемых автономными некоммерческими организациями, стандартам социального обслуживания, организовать их лицензирование и создать в субъектах Российской Федерации социальную инспекцию;
-     в целях совершенствования профессионального мастерства социальных работников повсеместно организовать переподготовку и постоянно действующие курсы повышения квалификации специалистов;
-     создавать научно-информационные центры, аккумулирующие технологии социального обслуживания, способствующие обмену передовым опытом, инициирующие проведение конференций, круглых столов, семинаров по актуальным вопросам социального обслуживания;
-     разработать и законодательно закрепить механизмы повышения социальной защищенности специалистов и сотрудников, работающих в сельской местности (доплата за особые условия труда, оплата мобильной связи, транспортное обеспечение и т.д.);


     Жители городов могут получать более высокий уровень социальных услуг, чем жители в сельской местности. Пенсионеры, инвалиды, ветераны труда, ветераны войн и локальных конфликтов, проживающие в сельской местности оторваны от социальных служб, центров социального обслуживания, реабилитационных центров для инвалидов. Они не могут оперативно обратиться в Пенсионный фонд, Управление социальной защиты населения, МСЭ и другие организации, для того, чтобы предоставить требуемые документы об изменении своего социального статуса. Нужно проработать вопрос о создании мобильных консультационных пунктов для них.


     Во многих удаленных населенных пунктах уже организованы филиалы Центров социального обслуживания, призванные оказать срочную социальную помощь ветеранам, инвалидам, «кризисным семьям». Социальные работники приходят на помощь таким людям, невзирая на мизерную оплату труда. Так, они едут за лекарствами в районный центр, посещают аптеку, поликлинику, решают вопросы о госпитализации подопечных, обращаются в Пенсионный фонд, территориальные органы соцзащиты по вопросам льгот и пособий. Эти действия сопряжены с огромным эмоциональным, психологическим и физическим перенапряжением. Особенно с учетом известного нам состояния дорог и транспортного обслуживания. Мы видим постоянную тенденцию сокращения в селах медицинских и фельдшерских пунктов, малокомплектных школ и интернатов, закрываются сельские библиотеки и клубы, спортивные секции. Поэтому число граждан, проживающих в сельской местности постоянно падает. Что будет дальше? Не только с ветеранами, но и с молодежью некому работать. Вся страна не может жить в городах. Для того, чтобы решать проблему системно и масштабно, необходимо обозначить ряд приоритетов:

 
     Создать сеть качественных дорог, чтобы жители сельских поселений могли беспрепятственно посещать не только с районные и областные центры, но и другие города, выезжать к родственниками, общаться с друзьями. Этот вопрос имеет принципиальную важность, поскольку ветераны и инвалиды, проживающие в сельской местности, дискриминируются по территориальному признаку. Это возврат к неокрепостничеству, закреплению на земле помимо воли гражданина. В странах Европы, например, самая мобильная публика это пенсионеры и инвалиды, они с удовольствием и комфортом путешествуют по миру, невзирая на возраст и болезни.

     Растущий из года в год дефицит собственных средств Пенсионного фонда (в этом году - 80 млрд. рублей), который государство вынуждено покрывать из федерального бюджета, вряд ли радует и чиновников. Поэтому, государство, с одной стороны, закачивает большие средства в Стабилизационный фонд, а с другой - всячески урезает и сокращает выплаты денежных средств пенсионерам и другим льготникам. Но бороться в 21 веке такими методами с инфляцией неразумно и негуманно. Нужно понимать особый беззащитный статус ветерана, который в силу своего слабого здоровья и материального неблагополучия не может гласно и твердо заявить о своих правах.


     Общество должно признать, что наши ветераны это сокровище нации! Мы должны чаще об этом говорить во всех доступных нам средствах массовой информации. О том, как общество относится к детям и ветеранам, судят об уровне гуманизма, демократии и экономической зрелости. Нужно всемерно поощрять желание ветеранов работать и быть полезными обществу. Естественно, мы в очередной раз задаем вопрос, когда же размер пенсии примет более гуманные, человеческие очертания? В такой богатой стране, как наша, неприлично выводить ветерана за штат с ничтожным пособием, которого едва хватает на прокорм. Только у нас среди большинства европейских стран пенсия составляет 25% от должностного оклада. Во Франции, Японии, США - 50 %, Нидерландах - 81 %, и в Греции - 95%. Проблема пенсионирования в Российской Федерации имеет на самом деле и важный моральный аспект. Рабочие, служащие и крестьяне не хотят работать с полной отдачей физических сил, поскольку не видят отдаленной положительной перспективы в своей жизни. Например, служащий государственного учреждения в Москве, получая 1 ставку размером 15000 рублей вместе с надбавкой за сложность и напряженность труда в размере 15000 рублей (итого 30000 рублей), выходит на пенсию с суммой пособия 4600 рублей, куда входит городская надбавка. Это ли не насмешка! 421 рубль остается у пенсионера после покупки еды и оплаты жилья.

     Ущемление прав сегодняшних и будущих ветеранов будет прогнозируется и в будущем. В России не только не планируется введение принципов справедливого пенсионирования, но и наоборот, ведется законодательное обоснование все более худших условий пенсионного обеспечения для граждан, родившихся до 1967 года. 25 декабря 2007 г. Конституционный суд поддержал решение правительства о лишении граждан старше 40 лет права на накопительную часть государственной пенсии. В 2002 году в России стартовала пенсионная реформа, согласно которой страховые взносы, уплачиваемые работодателями граждан моложе 1953 года рождения, должны поступать не только на страховую, но и на накопительную часть их трудовых пенсий. Однако спустя два года правительство ужесточило возрастные ограничения. Отчисления на накопительную часть стали производиться только лицам, родившимся позже 1967 года. Таким образом, люди, имевшие и имеющие в большинстве своём наиболее высокие заработки, оказались за бортом пенсионной реформы.


     Такие изменения в пенсионном законодательстве противоречат конституционному принципу равенства прав граждан. Закон произвольно разделил потенциальных пенсионеров на тех, кто имеет возможность увеличить размер своей будущей пенсии, и тех, кто этого права лишён. Кроме того, ущемление гражданских прав состояло в том, что законом не было предусмотрено самостоятельное пополнение накопительной части трудовой пенсии. Только в апреле 2008 года Госдумой принят в первом чтении закон о «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», который опять же отличается большим количеством правовых ограничений в отношении прав наследников пенсионных счетов.


     В отношении граждан, подавших в КС жалобу об ущемлении их прав отношении использования накопительной части пенсии, в конце декабря 2007 года Конституционный суд вынес решение, которое оказалось не в их пользу. (Постановление Конституционного Суда опубликовано в Российской газете <http://www.rg.ru/2008/01/12/sud-dok.html> от 12.01.2008 г.)


     Суд посчитал, что положения пенсионного законодательства не противоречат Конституции, и правительство поступило правильно, лишив людей, родившихся до 1967 года, права на накопительную часть пенсии. Также КС указал, что эти граждане при наступлении страхового случая могут получить накопительную часть своих пенсий, поступивших на их счета в 2002 - 2004 годах. Однако многие эксперты продолжают считать изменения в пенсионном законодательстве дискриминационными.


     Произвольные изменения в законе потенциально нарушают права людей, родившихся до 1967 года и законодательство должно изменить порядок формирования накопительной части трудовой пенсии. Что касается возможности добровольного пополнения накопительной части пенсии, то Конституционный суд просто не мог удовлетворить это требование заявителей, поскольку оно не прописано в законодательстве. Необходимо вообще упразднить принудительную накопительную систему, так как подавляющее большинство будущих пенсионеров не пожелали передать свои средства в какой-либо инвестиционный фонд. Деньги «молчунов» направляются во Внешторгбанк, который обеспечивает доходность в несколько раз ниже инфляции, что приводит к их обесцениванию. Велика вероятность того, что к моменту получения пенсии эти накопления испарятся, как в своё время обесценились вклады в Сбербанке. Такая перспектива очень тревожит всех ветеранов! Пенсионный Фонд РФ и управляющие компании должны действовать очень деликатно, управляя полученными денежными средствами. Для усиления контроля над работой Пенсионного Фонда РФ требуется создать Общественный попечительский совет, который мог бы профессионально контролировать его работу, вносить предложения о различных изменениях и дополнения в пенсионное законодательство, лоббировать интересы всех трудящихся, ветеранов войны и труда для того чтобы не допускать правовых нарушений и коррупционных скандалов в работе ПФ. Постепенно придти к законодательному равенству всех российских льготников. Ликвидировать их деление на федеральных и региональных. Необходимо равное медицинское, лекарственное, и санаторно-курортное обслуживание всех ветеранов.


     Меры, которые сегодня предпринимает правительство, чтобы сократить дефицит ПФ РФ, разнообразны. Это:
- занижение общего размера пенсии через мизерную базовую часть (которая непонятно кем и по каким критериям определялась) и установление ограничений на стаж и размер учитываемого заработка;
- индексация пенсий по расчетной инфляции, а не фактической, которая всегда выше на несколько процентов;
- препятствия для перерасчета пенсий для «досрочников» (тех, кто выходил на пенсию по т.н. «вредным спискам») и работающих пенсионеров;
- проектируемый Минздравсоцразвития РФ «отъем» накопительной части пенсии у «молчунов» (тех, кто не выбрал частные управляющие кампании и по умолчанию оставил свои пенсионные накопления в руках государства).


     Все это вызывает растущее возмущение российских пенсионеров, инвалидов и ветеранов. В качестве же первого шага в этом направлении можно предложить кампанию по защите прав пенсионеров - «досрочников» и работающих пенсионеров.

  1. Те, кто работой на вредных производствах (в «особых условиях») заслужил себе право на досрочную пенсию «по вредным спискам» составляют четверть из 38,5 миллиона российских пенсионеров, всего - чуть более 9 миллионов человек. Огромная масса и каждый из них, либо не знает о своем праве на перерасчет пенсии, либо вынужден отстаивать свое право в суде. Более того, «ЕР» внесла в Думу законопроект, упраздняющий норму, которая позволяла пенсионерам реализовать свои права хотя бы через суд.

  2. Другой, обиженной властями категорией, являются работающие пенсионеры. Дело в том, что закон предусматривает право таких пенсионеров на ежегодный перерасчет пенсии (так как страховые взносы за такого работника продолжают поступать). Мало того, что законом предусмотрен заявительный характер перерасчета, в то время, как исходя из здравого смысла, логичным был бы автоматический перерасчет, мало того, применяя недобросовестные приемы расчетов, каждый месяц пенсионера обкрадывают на 150-200 рублей. Поскольку это касается миллионов работающих пенсионеров, можно в будущем получить серьезную протестную волну.

     Необходимо направить запрос в Конституционный суд о законности таких правовых действий власти и привести Федеральный Закон 173-ФЗ в соответствие с Конституцией РФ.
Федеральный Закон Российской Федерации от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нарушил всем известный юридический принцип «Закон обратной силы не имеет». С введением его в действие были отменены ранее действующие Закон от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный Закон от 21.07.1997г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Интересы и права ветеранов, которым пенсия была назначена по состоянию на 31.12.2001г., были существенно ущемлены.


     С введением 173-ФЗ в России была полностью разрушена государственная пенсионная система, достоверная, справедливая и понятная каждому. Обратной силой закона 173-ФЗ были отменены пенсии, назначенные по состоянию на 31.12.2001г. Согласно новому пенсионному законодательству абсолютно все пенсии, назначенные до 31.12.2001г., были несправедливо пересчитаны по новой методике. Фактическая заработная плата и трудовой стаж пенсионеров не учитывались при перерасчете пенсии по новой методике. Выдуманные реформаторами условные методы исчисления и назначения пенсий сделали пенсионное обеспечение абсурдным.


     Зарплата и стаж утратили значение для начисления итоговой суммы пенсии. Ущербный Пенсионный капитал исчисляют от ущербных пенсий. Социальная пенсия часто оказывается больше трудовой. Никто сверху донизу ничего не понимает в исчислении трудовых пенсий. Заработанные законно достойные трудовые пенсии обесценены. Собственные накопления пенсионеров себе на старость, инвестированные в государственную экономику, израсходованы государством не по целевому назначению. В результате у государства нет резервных средств на трудовые пенсии с расчётом на ожидаемый период выплаты пенсии (жизни пенсионеров после назначения пенсии). Средства Государственного Пенсионного Фонда СССР, накопленные для выплаты пенсий пенсионерам СССР в период дожития, были использованы реформаторами России не по целевому назначению.


     Вместо единственно правильного решения восстановить статус государственных пенсионных накоплений СССР современные законодатели продолжают придумывать новые весьма условные способы некоего увеличения размера пенсий гражданам России, заработавшим свой трудовой стаж в СССР. Пенсии, назначенные по состоянию на 01.01.02г., были незаконно конвертированы и пересчитаны в соответствии с 173-ФЗ (см.ст.17,29,30) по материалам пенсионного дела без личного присутствия пенсионера или письменного уведомления его об этом факте. При оценке пенсионных прав выбор расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренный п.6 ст.30 173-ФЗ, не был предложен.


     Пенсия после «конвертации» пенсионных прав по материалам пенсионного дела стала состоять из двух обязательных частей (базовой и страховой) в то время как п.2 ст.5 173-ФЗ говорит только о возможности такого деления трудовых пенсий (использованы глаголы «могут состоять»). Такое принудительное деление пенсии на две части и увеличение размеров этих частей на условные, выдуманные величины грубо нарушают конституционные права граждан России.


     Бесцеремонно отняв часть пенсии, назвали её базовой частью, и теперь эту базовую часть условно повышают и условно индексируют на условно придуманную величину. Вместо того, чтобы вернуть пенсию, фактически заработанную, рассчитанную из фактического заработка. Выплачиваются незаконно исчисленные пенсии также незаконно за счёт средств Внебюджетного Пенсионного Фонда России, изначально предназначенного для аккумулирования средств будущих пенсионеров России. В результате основная масса российских ветеранов получает пенсии в одинаковом размере, исключая особо избранных. Причём, эти особо избранные не всегда имеют законное право на свою «особенность». Несправедливо и незаконно унижать пенсионеров подачками и милостивыми прибавками к пенсии в произвольном размере: именно так подаются милостыни нищим. Конституция гарантирует гражданам России пенсии, заработанные, законные и достойные.


     Будут ли для пенсионеров, которым пенсии были назначены по состоянию на 31.12.2001г., и конституционные права которых были грубо нарушены обратной силой закона 173-ФЗ, восстановлены резервы Государственного Пенсионного Фонда СССР (с учётом инфляции)?!
Или государство будет продолжать расходовать на выплату этих пенсий средства Внебюджетного Пенсионного Фонда Российской Федерации, в котором аккумулируются пенсионные взносы молодого поколения России?!
А низкие пенсии, не заработанные, а условно установленные обратной силой 173-ФЗ путём условно ограниченных условных величин таковыми и останутся?! Этого нельзя допустить по следующим причинам:

  1.      Справедливое и достойное пенсионирование является важной составляющей всей социальной политики любого прогрессивного и демократического государства. Схема начисления пенсии должна быть проста и понятна любому человеку.

  2.      В сумму всего пенсионного пособия должен быть заложен не только прожиточный минимум федерального уровня, но и все суммы за непрерывный стаж работы, льготные коэффициенты за вредные и особо тяжелые условия труда, госслужбу (у военных), особые условия проживания (жители Крайнего Севера и районов, приравненных к ним), а также суммы, полученные за участие в накопительной программе ПФ РФ.

     Нами предлагается, что пенсии в Российской Федерации должны начисляться дифференцировано приблизительно по следующей шкале. Право на получение пенсии получают участники накопительной программы при выполнении двух условий: общий трудовой стаж должен составлять не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин; выплата в накопительную программу - не менее 15 лет. Сама выплата пенсий должна осуществляться по «классам и разрядам». Пенсия за трудовой стаж от 25 до 35 лет выплачивается по второму классу, а за 35 лет и более - по первому. В зависимости от срока выплаты взносов в накопительную программу пенсия выплачивалась по разрядам: I разряд - от 5 до 12 лет; II разряд - от 12 до 19 лет; III разряд - от 19 до 25 лет; IV разряд - от 25 до 30 лет; V разряд - от 30 до 35 лет и VI разряд - от 35 лет и выше. К примеру, гражданин имеет трудовой стаж 40 лет, участвовал в накопительной программе в течение 35 лет, его «дополнительная» пенсия будет начисляться по первому классу и VI разряду и равняться минимальной пенсии (условно принятой в 15000 рублей). Размер накопительной части пенсии будет исчисляться следующим образом. Для первого класса: I разряд - 3/8 от полной минимальной пенсии, II разряд - 4/8 и так до VI разряда, который, равнялся бы 8/8 или 100%. Для второго класса сумма I разряда составляла 3/12 от минимальной пенсии, последнего V разряда - 7/12.


     В докладе Всемирного Банка «Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация» в 2003 году указывалось, что финансовое состояние условно-накопительного компонента системы менее благоприятно. Во-первых, доходы УНС растут медленнее, чем в компоненте базовой пенсии (14% от фонда оплаты труда). Это объясняется тем, что часть взносов в УНС в начальные годы перехода к новой системе отвлекается в накопительный компонент. Доходы УНС начинают расти на гораздо более позднем этапе прогнозного периода, когда переход к новой системе будет завершен (2015) и ставка взносов в УНС стабилизируется.


     В то же время расходы условно-накопительного компонента не демонстрируют равномерного сокращения. Вместо этого они имеют на графике форму «перевернутого U». В начальный период они немного сокращаются, а впоследствии возрастают, снижаясь лишь к 2027 г., то есть к концу прогнозируемого периода. Увеличение расходов объясняется ростом пенсий, выплачиваемых пенсионерам, а также увеличением численности пенсионеров.


     3.     Справедливое и дифференцированное начисление пенсионного обеспечения будет играть особую морально-этическую роль в создании гуманистического государственного подхода к «окормлению» своих граждан. Приближаясь к пенсионному возрасту, любой человек должен чувствовать положительную уверенность в том, что остаток своих дней он проживет, по крайней мере, безбедно, в достатке, пользуясь прогрессивной системой медицинского и социального обслуживания, получит моральную и психологическую поддержку всего общества.


     4.      Необходимо уничтожить уравнительные тенденции в начислении пенсии гражданам. Такой подход имеет деморализующий аспект, поскольку не предоставляет человеку возможности выбора: хорошо работать и хорошо жить в старости или плохо работать и бедно жить в старости. Молодежь спрашивает: Зачем упорно и много работать, если в старости все равно будешь нищим? Следовательно, поднимая социальный статус ветерана на должную высоту, надо принять к реализации Национальный проект «Ветеран». Тогда социальная «пирамида» в нашем государстве будет достроена до логического завершения, и будет видно, что граждане всех возрастов от рождения до старости охвачены особым вниманием и заботой государства. Реализация этого национального проекта даст колоссальный импульс всем социальным процессам в обществе, покажет молодежи, что учеба и труд сегодня - залог обеспеченной старости завтра.


     5.     Наши экономические институты должны просчитать, во что выльется полный отказ от всех натуральных льгот за счет повышения базовой, накопительной и страховой части пенсии. Возможно, государству не нужно будет дотировать транспортные, лекарственные, жилищные и коммунальные услуги, если гражданин будет получать пенсию, соответствующую его экономическим, социальным и духовным запросам.


     6.     Государство должно понимать и знать, что, достигая пенсионного возраста, человек получает колоссальный комбинированный стресс. Фактически он должен заново учиться жить, лечиться, развлекаться на свою крошечную пенсию. Он должен отказаться от привычных продуктов питания, не покупать новую одежду и обувь, строго экономить электроэнергию и тепло, не покупать себе книги и журналы, более дорогие и эффективные лекарства, не ездить в те санатории, которые были доступны ранее. Фактически резко понижается его социальный статус. А это уже серьезно отражается на здоровье и психологическом иммунитете. Возникает чувство ущербности, ненужности и беспомощности. Возможно, это тоже влияет на сокращение возраста «дожития» в нашей стране. Так, сегодня на телевидении и радио нет ни одной программы, которая бы помогала ветеранам справиться с таким серьезным стрессом, и дала рекомендации, как управлять своим новым пенсионным бюджетом в 4200 рублей, какие продукты и лекарства покупать, как оплатить вовремя квартплату и как отдохнуть с пользой для души и тела.


     За последние 15 лет россияне стали меньше тратить на продукты питания. Этот вывод следует из социологического опроса аналитического центра Юрия Левады. Так, если в 1992 году 63% респондентов указывали, что «почти все» тратят на питание, то в 2008 году на этот вопрос положительно ответили только 14%. В то же время увеличилась доля тех, кто тратит на продукты половину и менее своего бюджета. Согласно опросу, «почти все» тратят на питание чаще всего в семьях пенсионеров, безработных, инвалидов, а также россияне старше 55 лет с низким уровнем образования и низкими доходами. А недавний опрос ВЦИОМа показал, что 52% населения ограничивают расходы на еду из-за роста цен, сообщает NEWSru.com со ссылкой на «Коммерсант». Впрочем, социологи «Левада-центра» отмечают, что в целом россияне тратят на питание менее половины своих доходов. Но денег на питание «вполне хватает» чаще всего в семьях предпринимателей и руководителей и в целом среди россиян в возрасте 25-40 лет с хорошим образованием и доходами. Обеспокоенность низким уровнем жизни населения подтверждается и данными социологов. На вопрос: «Хватает ли вам нынешних доходов, чтобы прокормить себя, свою семью?» - ответили: «В целом да» - 40% (33% в 1992 году), «В целом нет» - 48% респондентов (52% в 1992 году). Снижение доли расходов на питание - отражение роста уровня жизни. Впрочем, в развитых странах затраты на питание не превышают 15% доходов. Поэтому эксперты не устают указывать на чрезвычайно высокий уровень бедности - она, по разным оценкам, затрагивает от 13 до 20% россиян, около 20 млн. человек.


     Ухудшилась и структура питания пожилых граждан, они стали меньше употреблять в пищу животного белка, свежих овощей и фруктов. Многие пенсионеры и ветераны покупают дешевые просроченные продукты на рынках и ярмарках, выбирают полуфабрикаты (пельмени, котлеты, блинчики с начинкой), содержащие большой процент генно-модифицированного соевого белка. А процент соевого белка в колбасных изделиях составляет уже 40-50%. Потребительский выбор в пользу дешевых, низкокачественных продуктов ставит ветеранов в разряд людей второго сорта.


     Рост цен на продукты питания и реакция населения на такие инфляционные процессы традиционно имеют в нашей стране особо острое социальное и культурологическое звучание. Поскольку традиционно связываются с профессиональным умением государства и правительства накормить все население. Соответственно рост цен на предметы роскоши, золото, меха, автомобили не имеет особого значения для подавляющей части населения, поскольку не отражает их насущных потребностей. Правительство и Госдума не могут далее молчаливо созерцать, как самые бедные граждане заменяют в своем рационе полноценные и качественные продукты на суррогаты и полуфабрикаты, содержащие немыслимые добавки и заменители, ГМО. В этом нужно усматривать тонкий политический расчет и не позволять обществу и дальше расслаиваться на очень богатых и очень бедных, создавая новые источники социального напряжения.

     Сегодня нужно обратить более пристальное внимание на соблюдение гуманитарных прав всех ветеранов Российской Федерации. Мы отмечаем, что они повсеместно страдают от широко распространенного мнения, что они уже ничего не производят и не представляют особой пользы для современного общества. Настало время более конструктивно обсудить, как можно обеспечить права человека для пожилого поколения.
Общероссийская общественная организация «Союз оциальных педагогов и социальных работников» всегда уделяла большое внимание проблемам социальной поддержки всех ветеранов Российской Федерации. В широкий перечень граждан, получателей льгот и пособий сегодня только по такому критерию, как социальный статус гражданина, входит около 286 категорий. Действует несколько Федеральных законов РФ и законов СССР, регулирующих порядок предоставления льгот и выплату пособий. Эти законы дополняются и редактируются не всегда в положительном ракурсе. Из них могут изыматься статьи и параграфы, что, так или иначе ведет к пересмотру ранее утвержденных норм льготной поддержки граждан, ветеранов и инвалидов, и к нарушению правовых условий оказания социальной поддержки граждан.


     В современных условиях «Союз социальных педагогов и социальных работников» считает, что первоочередной задачей государства и общества в области социального обслуживания и поддержки всех ветеранов является решение ряда острейших проблем, имеющих объективный характер:
ССОПИР обращает внимание на неблагоприятную ситуацию в области соблюдения конституционных прав ветеранов, проживающих в сельской местности. Нами совместно с Министерством здравоохранения Правительства Московской области и Российско-Европейским Международным фондом в поддержку социальных реформ был проведен мониторинг и Международная конференция в г. Дмитров Московской области (январь 2008 года), посвященная современному социальному положению и патронажу ветеранов, проживающих в отдаленных районах Российской Федерации. Необходимо в ближайшем будущем устранить имеющееся территориальное неравенство в получении ветеранами социальных услуг. Для этого:
-     на основе федеральных стандартов социального обслуживания разработать и ввести в действие региональные стандарты социальных услуг, в том числе с учетом специфики обслуживания сельских жителей;
-     в целях более полного удовлетворения потребностей населения в социальных услугах и сокращения расходов государственных учреждений социального обслуживания разработать механизмы использования автономных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги на конкурсной основе;
-     в целях соблюдения прав и законных интересов граждан, необходим всеобъемлющий контроль над соответствием объема и качества услуг, предоставляемых автономными некоммерческими организациями, стандартам социального обслуживания, необходимо организовать лицензирование социальных услуг и создать в субъектах Российской Федерации социальную инспекцию;
-     в целях совершенствования профессионального мастерства социальных работников повсеместно организовать переподготовку и постоянно действующие курсы повышения квалификации специалистов;
-     создавать научно-информационные центры, аккумулирующие технологии социального обслуживания, способствующие обмену передовым опытом, инициирующие проведение конференций, круглых столов, семинаров по актуальным вопросам социального обслуживания;
-     разработать и законодательно закрепить механизмы повышения социальной защищенности специалистов и сотрудников, работающих в сельской местности (доплата за особые условия труда, оплата мобильной связи, транспортное обеспечение и т.д.).
    

     Жители городов Российской Федерации получают более широкий спектр социальных услуг, чем жители в сельской местности. На более высоком уровне и профессиональное мастерство социальных работников, врачей, психологов и других специалистов в городских центрах социального обслуживания, центрах помощи семье и детям, интернатах для ветеранов и инвалидов, социальных домах. Пенсионеры, инвалиды, ветераны труда, ветераны войн и локальных конфликтов, проживающие в сельской местности территориально удалены от социальных служб, центров социального обслуживания, реабилитационных центров для инвалидов. Они не могут оперативно обратиться в Пенсионный фонд, Управление социальной защиты населения, Медико-Социальную Экспертизу, органы местного самоуправления и другие организации, для того, чтобы предоставить требуемые документы об изменении своего социального статуса. Ветераны и инвалиды, проживающие в частных домах, не в состоянии оплатить текущий и капитальный ремонт строений, поскольку они находятся в частной собственности, а у муниципалитетов нет на эти цели средств. Одним словом ветеран остается один на один со своими проблемами и ни от кого не ждет помощи. Нужна целевая государственная программа по поддержанию сельского жилищного фонда. Достаточно остро стоит вопрос о создании мобильных консультационных пунктов для сельских ветеранов.


     Во многих удаленных населенных пунктах уже организованы филиалы Центров социального обслуживания (Самарская, Владимирская, Кемеровская, Тюменская и Московская области, Хабаровский край), призванные оказать срочную социальную помощь ветеранам, инвалидам, «кризисным семьям». Социальные работники приходят на помощь таким людям, невзирая на мизерную оплату труда. Так, они едут за лекарствами в районный центр, посещают аптеку, поликлинику, решают вопросы о госпитализации подопечных, обращаются в Пенсионный фонд, территориальные органы соцзащиты по вопросам льгот и пособий. Эти действия сопряжены с огромным эмоциональным, психологическим и физическим перенапряжением. Особенно с учетом известного нам состояния дорог и транспортного обслуживания. Мы видим постоянную тенденцию сокращения в селах медицинских и фельдшерских пунктов, малокомплектных школ и интернатов, закрываются сельские библиотеки и клубы, спортивные секции. Поэтому число граждан, проживающих в сельской местности, постоянно падает. Что будет дальше? Не только с ветеранами, но и с молодежью некому работать. Вся страна не может жить в городах. Для того чтобы решать проблему системно и оперативно, необходимо обозначить ряд приоритетов:

     Создать сеть качественных дорог, чтобы жители сельских поселений могли беспрепятственно посещать не только с районные и областные центры, но и другие города, выезжать к родственниками, общаться с друзьями. Этот вопрос имеет принципиальную важность, поскольку ветераны и инвалиды, проживающие в сельской местности, дискриминируются по территориальному признаку. Отсутствует право на свободное перемещение. Это своеобразный возврат к неокрепостничеству, закреплению на земле помимо воли гражданина. В странах Европы и Америке, например, самая мобильная публика это пенсионеры и инвалиды, они с удовольствием и комфортом путешествуют по миру, невзирая на возраст и болезни.


     Назрела необходимость создания особого Государственного (Или Общественно-Государственного) Фонда ветеранов, который бы аккумулировал средства «ветеранского капитала». Такой Фонд должен концентрировать доходы, получаемые от природной ренты (добыча полезных ископаемых, использование земель, лесов и вод). В некоторых нефтедобывающих странах такие фонды уже существуют и выплачивают своим гражданам денежный эквивалент 10,000 долларов США в момент выхода граждан на пенсию.

     Ранее, до 1917 года, в России существовал особый благотворительный фонд, собиравший средства, распределявшиеся далее на лечение и помощь инвалидам войн под патронажем императорской семьи. В 1892 г. Инвалидный капитал составлял 21,716,720 р. - это очень большая сумма. Предлагаемый нами ветеранский капитал должен быть использован (целиком или отчасти) на лечение, обустройство и ремонт жилья, протезирование, покупку предметов длительного пользования, бытовой техники и средств передвижения. «ССОПиР» готов принять участие в разработке концепции и положения о ветеранском капитале и обсудить их в региональных организациях.


     Одна из проблем состоит в том, что ветераны вообще редко имеют возможность громко заявить о себе в политике. Защищающие их интересы организации, как правило - за редким исключением - слабые, а политические партии обращаются скорее к молодым поколениям. То, что явное большинство пожилых людей составляют женщины, также может объяснять такое отсутствие внимания к ним со стороны политиков.


     Пожилые люди, стремящиеся сохранить активность в обществе, сталкиваются с разными проблемами. Следует пересмотреть политику по отношению к трудящимся пожилого возраста, и создавать для них более комфортные условия для активной работы и отдыха. Дискриминация по возрасту принимает разные формы, такие как необоснованные ограничения по возрасту в законодательстве и политике, отказ от предоставления соответствующего медицинского обслуживания и услуг, стереотипы и социальная отчужденность.


     В своем Плане действий, утвержденном на Варшавском саммите (май 2005 года), главы государств и правительств стран - членов Совета Европы заявили, что в политике по содействию социальной сплоченности следует учитывать проблемы, связанные с возрастом (помимо прочих социальных и экономических аспектов). Права человека и социальные права связаны с социальной сплоченностью: сплоченности общества можно достичь лишь на основе уважения достоинства всех людей.


     Статья 23 Европейской социальной хартии стала первым обязательным положением в области прав человека, предусматривающим защиту пожилых людей. Главная цель состоит в том, чтобы обеспечить пожилым людям достойное существование и посильное участие в жизни обществе. Для того чтобы добиться этого на практике, государства - участники Хартии должны стремиться к тому, чтобы их системы социального обеспечения, здравоохранения и жилищная политика были адаптированы к потребностям пожилых людей. Помимо этого, государства должны принять и выполнять «антидискриминационное» законодательство в некоторых областях, включая и рынок труда.


     Все больше людей, выходящих на пенсию, находятся в прекрасной физической форме и предпочли бы продолжать свою профессиональную деятельность. Однако в России это не ведет к необходимому пересмотру подходов к тому, как профессиональные навыки, опыт и самоотверженность этих людей могли бы быть использованы на общее благо. Особое внимание следует уделять тому, чтобы обеспечить всем пожилым людям, у которых может не быть высокой официальной квалификации, возможность продолжать свою трудовую жизнь. Возраст не должен является достаточным основанием для отказа кому-либо в найме на работу, ни для увольнения, за исключением тех случаев, когда это делается в соответствии с пенсионной системой.


     Хорошо бы предусмотреть больше гибкости в отношении «порога» пенсионного возраста, учитывая личные предпочтения и возможности. Если бы были внесены определенные изменения в условия труда, сокращена продолжительность рабочего дня, увеличен ежегодный оплачиваемый отпуск, то многие захотели бы продолжать работать намного дольше, чем предусмотрено ныне в Пенсионном законодательстве. На Второй Всемирной Ассамблее ООН по проблемам старения, прошедшей в Мадриде в 2002 году, было заявлено, что "пожилые люди должны иметь возможность работать столь долго, сколько они пожелают и смогут, при этом занимаясь приносящей удовлетворение и продуктивной работой".


     Многие из тех, кому сейчас больше 60 лет, могут прожить после ухода на пенсию два или три десятилетия, а в некоторых случаях еще дольше. По всей Европе в настоящее время наблюдается быстрый рост числа очень пожилых людей. Это та категория, которая во многих случаях требует особого ухода, так как многие из них явно зависимы и страдают от слабоумия и/или иных заболеваний. Учитывая это, необходимо сделать все возможное, для того чтобы позволить этим людям как можно дольше сохранять финансовую и социальную независимость. Меры социальной и психологической защиты должны быть очень гибкими, для того чтобы соответствовать индивидуальным потребностям ветеранов. Они должны приниматься только в тех областях жизни человека, где они совершенно необходимы. Для ветерана крайне важно, если эта способность еще не утрачена, самостоятельно принимать решения о своей судьбе, и кто будет действовать в качестве его представителя в случае вероятной недееспособности. Такие меры в отношении самоопределения личности отвечают требованиям уважения к достоинству каждого лица как человека. Именно поэтому нам нужно обратить пристальное внимание к этой проблеме и начать разработку рекомендаций о правовой защите недееспособных взрослых людей, когда такая необходимость возникает.


     Растущее число пожилых людей и инвалидов неизбежно приведет к нагрузке на систему социального обеспечения и здравоохранения. И даже если будет проводиться более гибкая пенсионная политика, тем не менее, с экономической точки зрения, в будущем будет не вполне благоприятное соотношение между работающим населением и иждивенцами. Однако гуманное и справедливое общество должно уметь принять на себя такую ответственность и уважать человеческое достоинство и права самых пожилых людей. Системы здравоохранения и социального развития должны осуществлять такую политику и практику, которая была бы комплиментарна ветеранам, и могла бы обеспечить старение в здоровых условиях.


     Поэтому нужно всемерно способствовать оказанию высококачественной медицинской и социально-психологической помощи во всех регионах РФ НЕЗАВИСИМО от их территориального расположения. Обратить внимание Правительства и Минздравсоцразвития РФ на недостаток кадров врачей - геронтологов (проблемы возрастной патологии) и врачей - валеологов (проблемы здорового образа жизни). Усилить пропаганду здорового образа жизни и придти к пониманию такой аксиомы «Без здоровой молодежи нет здоровых ветеранов». Выравнивание уровня жизни во всех регионах России, всеобщая стандартизация социальных, медицинских, образовательных, информационных услуг будет способствовать увеличению продолжительности жизни населения, сделает жизнь ветеранов более продуктивной и духовно богатой.


     Мы должны признать, что многие из пожилых людей живут в бедности, их человеческое право на соответствующий уровень жизни не соблюдается. Ветераны остро страдают от внезапных перемен, и, разумеется, имеют мало возможностей для компенсации роста цен благодаря дополнительной работе или более высокой зарплате. Многие из них вынуждены были согласиться, например, на резкое ухудшение качества жизни. Печально, но здесь подойдет определение - "потерянное поколение". Для того, чтобы должны образом защитить пожилых людей в будущем, требуются новые стратегии социального обеспечения. Даже в тех регионах, где социальное обеспечение находится на довольно высоком уровне, существует необходимость вновь вернуться к анализу того, какую защиту получают пожилые люди. Слишком много поступает сообщений о плохом и даже жестоком обращении в домах престарелых и инвалидов. Здесь и неправомерное изъятие принадлежащей им собственности и отсутствие санитарно-гигиенического контроля, плохое качество пищи, нарушение правил пожарной безопасности. В любом случае, это девальвация социальной политики, которая усугубляется тем, что ветераны и инвалиды, проживающие в таких учреждениях, зачастую сами не могут заявить о своих правах и тем более не могут защитить себя от такого обращения.


     Важнейшее значение имеет качество питания. В некоторых учреждениях проживающие в них люди не получают достаточного питания, а из других сообщается, что пожилые люди страдают от обезвоживания. В регионах необходимо более тщательно следить за условиями проживания в учреждениях для ветеранов. Важные принципы такого контроля должны быть закреплены в соответствующих нормативных документах и согласованы с Российскими законами и Европейской социальной хартией. Лица, проживающие в социальных учреждениях для ветеранов и инвалидов, должны, разумеется, получать соответствующий уход и услуги. В полной мере следует соблюдать их право на частную жизнь и человеческое достоинство. Они должны иметь также право на участие в решениях относительно своего лечения, а также условий содержания в учреждении. Для того чтобы предупреждать плохое обращение и способствовать качественному уходу, следует создавать независимые социальные инспекции по рассмотрению жалоб и проведению проверок. Необходимо разработать такие нормы в области социальных стандартов для пожилых людей в стационарных учреждениях и социальных домах, чтобы их пребывание там стало удобным, безопасным и комфортным.

     Важнейшим приоритетом социальной политики в отношении престарелых ветеранов является возможность находиться до глубокой старости в своем привычном окружении и обстановке. Даже в тех странах, где социальные дома благоприятны для пожилых, многие ветераны предпочитают, как можно дольше оставаться у себя дома. Это требует иного структурного подхода к организации ухода за подопечными со стороны органов социального обслуживания. Соответствующие реформы уже были проведены во многих странах. Однако можно сделать больше для того, чтобы предложить пожилым ветеранам дополнительный выбор социальных услуг и повлиять на их выбор, какой уход они предпочли бы получать и когда, сейчас и позднее. Важно уделять большее внимание поддержке тех членов семьи, которые оказывают повседневную помощь своим престарелым родственникам. Благополучие самих лиц, осуществляющих уход, имеет большое значение не только для создания комфортных условий для ухода за иждивенцами, но и для повышения их собственной самооценки.
Среди ветеранов есть и те, кто особенно уязвимы. Мы знаем, что в некоторых случаях от дискриминации страдают пожилые женщины и что очень часто они получают сокращенную пенсию, потому что они занимались уходом за членами семьи, а не активной профессиональной деятельности. Поэтому нужно на законодательном уровне повысить пенсионное обеспечение женщин, осуществлявших уход за ребенком - инвалидов, престарелыми родителями и супругом.

     Помимо этого, существуют две группы ветеранов с ограниченными физическими и умственными возможностями, которых можно отнести к категории социально уязвимых. 1. Это люди с ограниченными возможностями, которые стареют, и 2. Пожилые люди, которые с возрастом стали инвалидами. Первая группа жила с ограниченными функциональными возможностями большую часть своей жизни и теперь живет дольше, чем раньше, часто переживая своих опекунов. Вторая группа - это люди, которые всю свою жизнь прожили долгую жизнь без каких-либо утрат физического и психического здоровья, не страдая от ограниченных функциональных возможностей, но в пожилом возрасте их возможности стали ограниченными. С возрастом эти люди приобретают инвалидность в результате старения: например, ухудшаются их зрение, слух или способность к независимому передвижению. Разрабатывая социальную политику и реабилитационные программ для них, следует учитывать разные ситуации этих групп. Особое внимание следует обратить на полную ратификацию Конвенции ООН о правах инвалидов, предусматривающей для них ряд гарантий. В настоящее время Россия подписала лишь факультативный протокол к этой конвенции.

     Старение людей с ограниченными возможностями, особенно тех, кто требует интенсивной поддержки в силу своей инвалидности, создает новые социальные и материальные напряжения для всех государств в Европе. Это требует оказания поддержки отдельным лицам и их семьям, особенно тогда, когда основными опекунами являются пожилые родители. Требуются новаторские подходы для преодоления этих проблем на основе комплексной политики и широкого спектра оказания услуг. Необходимо осуществлять скоординированные действия, которые отвечают конкретным потребностям с целью помочь стареющим людям с ограниченными возможностями оставаться в своем окружении в возможно большей степени. Это требует оценки индивидуальных потребностей и перспективного планирования, а также обеспечения требуемых услуг.

     Учитывая демографические тенденции, существует потенциальный конфликт между поколениями и риск поляризации между молодым поколением и пожилым: поэтому нужны особые подходы к регулированию отношений между поколениями и в целом установление лучших связей между ними. Сейчас необходимо подвергнуть пересмотру всю социально-демографическую политику в отношении прав ветеранов для того, чтобы в будущем избежать социального непонимания и отчужденности между поколениями.