Конкурс «Социальный работник на селе:
мое призвание – социальная работа!»

     

Работаю я социальным работником не один год. А все вспоминаю свой  первый рабочий день. Так получилось, что предложили мне работу социального работника. Уговорили. Говорили – ну придёшь, уберешь, печь растопишь – и целый день свободна. Дали мне 13 человек, график обслуживания, время посещения подопечных. Все согласовано с ними, договорено. Но все равно, идя первый раз я волновалась – вдруг не угожу, вот позору будет на все село.

            Помню, зашла в дом,  представилась и сразу кинулась убираться, а бабушка мне и говорит: «Дочка, оставь. Пойдем чайку попьём». И просидела я у неё тогда часа 3. И про здоровье послушала, и про детей её. Которые, конечно, хорошие, но живут далеко, работают и очень заняты. Ну, а когда я всё же собралась убираться, то бабушка сказала: «Да оставь дочка, потихоньку сама уберусь. Спасибо, что выслушала меня. Больно уж одиноко мне». Конечно я все же выполнила свои обязанности, но так меня тронуло все это, что потом, приходя к своим подопечным в дом, я знала, что выслушать их надо, и добрым словом поддержать. Это вроде как лекарство для одинокой души пенсионеров.

            Да, тяжела работа социального работника на селе. И дров принести, и печку растопить. Воду приходится носить издалека в ведрах. Потому что в весенне-осеннюю распутицу дороги у нас становятся как жидкое тесто. Даже тележку не протянуть - завязнет.

            Да подопечные еще как дети. Порой случается потратить целый день, чтобы отвезти немощную бабушку к врачу или простоять в аптеке за лекарством. Тогда приходится бегать до вечера по остальным подопечным – никак нельзя оставить стариков без продуктов и внимания.

           Пришла к одной, а ей плохо. Около двух часов бегала по селу, чтобы отправить ее в районную больницу. Потом поспешила к другой подопечной. Конечно, опоздала. Ведь  у меня время посещения с ними обговорено. Прихожу, а та уже вся в обидах - плачет. Человек не работает, дома сидит. Ну что сердиться? А потом поняла – она же ждала. А когда назначенное время прошло, почувствовала себя брошенной, ненужной. Каждому пенсионеру кроме помощи нужно внимание, доброе слово.

          Зачастую одинокие люди преклонного возраста немощное состояние, обиды на власть выражают агрессией и злобой, которая выливается на социальных работников. Подопечные не открывают двери, мотивируя опозданием на несколько минут, не доверяют приобрести необходимую покупку продуктов, капризничают.

            Как правило, посещаю я своих подопечных не реже 2-3-х раз в неделю. Но зачастую, искренне переживая за них, не раз за день забегаю к своим бабушкам, не оставляю их без присмотра и в выходные.

          В этом можно убедиться, посетив мою немощную подопечную. Евдокии Александровне – 88 лет, вот уже много лет проживает в деревянном домишке одна. Замуж не выходила, детей нет. Дом, в котором она живет, встречает холодным одиночеством. Об этом говорит все: минимум вещей, необжитые комнаты, чисто побеленные стены. Дополняет эту картину высохшая, горбатая старушка. Евдокия Александровна плохо передвигается по дому. Забот социальному работнику у таких старушек много: нужно приготовить покушать, покормить, вынести ведро, перестелить постель, по необходимости прибраться в комнате, выслушать все жалобы и еще сотни мелких дел. Скрашивает одиночество Евдокии Александровны кот, которого она всегда просит накормить в первую очередь. Умыв и причесав слежавшиеся волосы, нужно накормить старушку, словно маленького ребенка. У Евдокии Александровны есть племянник в городе, но только он не появляется.

         Тяжела работа социального работника на селе. Если едешь в город, то по пути прихватываешь заказы на продукты. Хождение по магазинам и аптекам отбирает много времени. Чтобы не ездить несколько раз, приходится выполнять заказы сразу нескольких подопечных. Так нагрузишься, а потом, неся эту непосильную ношу, думаешь – «все, не могу. Тяжело. Брошу эту работу». А приеду домой, увижу, как они радуются, как благодарны мне мои бабушки и дедушки и самой радостно на душе.

          Муж сердится, с детьми уроками некогда заняться дома, а не могу своих «больших детей» бросить. Устроили как-то с ними посиделки - чаепитие. Собрала всех своих бабушек, дедушек. Знаете, как они поют! А как танцуют! А задор, какой в глазах! Ну, разве не радость?! Сейчас у нас школьники образовали общество «Юные волонтеры». Помогают пенсионерам на селе. Во дворе прибраться, огород помочь вскопать, помощь на дому. Это хорошее начинание. Видя слезы благодарности в глазах пожилых людей, дети осознают свою значимость, у них формируются такие качества как милосердие, доброта, желание прийти на помощь ближнему, способность к переживанию. А для пожилого человека это лишнее подтверждение, что они не брошены, не отрезаны от жизни.

         Или беседы с участниками Великой Отечественной войны. Все меньше их у нас остается.  У меня на обслуживании всего 1 человек. Но к каждой встрече со слушателями они  готовятся ответственно. И я помогаю им в этом. Нарядиться, подстричься. Ведь на люди идет. Хочется выглядеть хорошо и зрение уже плоховато, и силы уже не те. Да и беседы эти необходимы нам и нашим детям. Нельзя забывать об этой войне, принесшей столько горя нашей стране. Даже в прошлом году на 9 Мая был организован выезд ветеранов Великой Отечественной войны в музей-усадьбу имени А.Н.Радищева.

      Мы, социальные работники, помимо насущных проблем, уделяем много внимания организации досуга своих подопечных, понимая, что немощные люди особо остро нуждаются в общении. Проводим вечера, праздники, конкурсы, экскурсии, особенно к праздничным и памятным датам. В доме культуры нашего села организован клуб любителей животных и комнатных растений, который посещают и некоторые мои подопечные. А также есть и любители садовых цветов. Вместе со своей обслуживаемой пенсионеркой Марией Васильевной выращиваем сортовые розы, гладиолусы , астры  и другие   красивые  цветы.

      Не забываем мы  с заведующей отделением социального обслуживания на дому  и о наших долгожителях. Недавно был юбилей у Ксении Матвеевны - 90 лет. Приходили мы её поздравить небольшим подарком, а потом еще и  фото на память подарили.

Также мы организовываем  выставки кулинарных изделий, народного творчества среди обслуживаемых пенсионеров.   

     Люди ещё у нас такие - гордые, что ли. Отказываются от социального обслуживания. «Стыдно, – говорят - от соседей. Что я совсем немощная? Да и неловко тебя (это меня) гонять. Я уж  как-нибудь сама, потихоньку ».

     Одна бабушка попросила помощи, когда сильно заболела и слегла. Я стала её посещать, помогать. Когда она выздоровела, я спросила её: «Ну что, тетя Лена, полегчало? Может  откажешься  от помощи? И она на меня даже руками замахала. «Что ты, - говорит - ты для меня как лучик  солнечный. Придешь и мне радостно». А мне как лестно и радостно это слышать.

     Утром оббегаю своих «больших детей» - постучу, покричу: «Теть Шур,  живая?». «Жива – отвечает - жива». Ну и хорошо. Бегу к следующей. И так каждый день. Иногда думаю – как же я раньше без них жила?

     Я  даже болеть права не имею. Потому что как же они без меня будут – мои «большие дети»? Как в сказке А. Экзюпери  Лис сказал: «Мы несём ответственность за тех, кого приручили». Вот и я так же. Проблем у нас тоже много: лекарство кончилось - слёзы; свет перегорел - слезы .Любую мелочь мои  подопечные  воспринимают болезненно, чем  люди более молодые. К каждому свой подход нужен, своё особое слово найти. Боюсь я за них - болеют часто, а дороги плохие, транспорта нет. Не дай Бог, что случится. Вот, если бы нам – социальным работникам - ещё аптечку с медикаментами для первой помощи выдавали, тонометр, градусник. Медсестра ведь тоже одна на всё село. А мне не трудно и градусник поставить, и давление  померить. Ведь главное для пожилых людей - забота, внимание. А уж какие они благодарные за эти крупицы внимания - это даже словами не передать!