Наша служба всем нужна, посудите сами
-
Занимается она нужными делами.
Если старый человек жить один устанет,
На заботу и защиту служба наша встанет.
Мы наносим вам воды и полы помоем,
Мы продукты принесем и дрова наколем,
Побеседуем ладком и побалуем чайком!
А как глянем мы в окно – солнышко садится,
Значит, нам пора домой – бабка спать ложится.
Так проводим мы все дни – о других в заботе.
Вот что значит на селе слово «Соцработник»!
Я не случайно начала рассказ о своей работе этими стихотворными строками.
Они близки и понятны каждому социальному работнику, выполняющему свою
деятельность в сельской местности. Я работаю социальным работником Малосердобинского МУ КЦСОН с 1997 года.
Пришла в эту службу случайно, но как часто бывает в жизни, случайность
оказалась закономерностью. И эта работа стала главным делом моей жизни.
По статистическим данным каждый третий житель с. Малая Сердоба – пенсионер,
поэтому работа КЦСОН непосредственно связана со старшим поколением.
Сколько пожилых людей находится у меня на обслуживании, со столькими
характерами и приходится работать. Но всех их объединяет чувство
одиночества, дефицит внимания. Моя задача – помочь пожилым людям,
адаптироваться к современной, непростой жизни. При этом я беру за основу
их моральное состояние, физический и интеллектуальный потенциал,
духовные интересы. К каждому своему подопечному я подхожу индивидуально,
находя для него наилучший метод «социальной терапии». От
профессионализма социального работника зависит не только настроение, но
и здоровье человека, которому он помогает. Проработав несколько лет без
специального образования, я поняла, что это неэффективный подход к
работе, так как без профессионального роста не обойтись, поэтому я
закончила Пензенский педагогический колледж по специальности «Социальная
работа». Дополнительные и так необходимые знания позволили включиться в
процесс более активно, оказывать разносторонне направленную,
своевременную и эффективную помощь.
|
|
Все мои клиенты живут отдельно от
родственников, и им бывает трудно справиться с одиночеством,
недомоганием. Средний возраст моих подопечных 82 года. Конечно,
в этом возрасте невозможно содержать на должном санитарном
уровне жилье, поэтому для удовлетворения потребности в чистом
жилом помещении существует социально-бытовая услуга «Уборка
жилых помещений». Важно иметь в виду – чем богаче арсенал
средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный
работник, тем успешнее его деятельность. Социальная работа на
селе не подразумевает вовлечения в деятельность
высокотехнологичных орудий труда. Но это не значит, что
социальный работник не может пользоваться современными
приспособлениями для совершенствования и облегчения своего труда.
Рассмотрим эти утверждения на примере Журловой Евдокии
Ивановны.
Евдокии Ивановне 86 лет, она очень
чистоплотный человек. Ее паласы должны быть идеально вычищены, а
полы вымыты до зеркального блеска. Поэтому на уборку ее дома
уходило много сил и времени. Но вот в продаже появилась новинка
– швабра с губкой ПВА. Евдокия Ивановна согласилась приобрести
такую швабру (в целях эксперимента я гарантировала, что если
швабра не понравится, я возьму ее себе и верну деньги). Эффект
от первой уборки превзошел все ожидания! Раньше паласы
приходилось выносить на улицу, чистить щеткой, заносить и
расстилать заново, теперь же достаточно намочить губку швабры,
отжать, потянув за рычаг, пройтись по поверхности паласа и
чудесная губка соберет мелкий мусор, волосы, пыль, а затем все
это остается в воде. На уборку теперь затрачивается намного
меньше времени и моих сил, а свободное время можно потратить на
неофициальное общение, более подробно обсудить возникшие
проблемы, состояние здоровья. Да и паласы Евдокии Ивановны
теперь в полном порядке. По примеру Евдокии Ивановны такие
швабры приобрели еще две моих клиентки.
|
Часто тех услуг, которые входят в Территориальный перечень
недостаточно, поэтому, исходя из потребностей и конкретных
возможностей пожилого человека, я предлагаю ввести
дополнительные услуги. Социальный работник должен делать все от
него зависящее, чтобы обеспечить пожилому человеку возможность
жить у себя дома как можно дольше. Становятся востребованными
бытовые услуги по отдельным заявкам: приготовление пищи на дому
и оказание помощи в ее приеме, мытье посуды и т. д. Рассмотрим
пример Жуковой Евдокии Сергеевны. |
|
Евдокия Сергеевна - участник Великой
Отечественной Войны. Ее здоровье и физическое состояние не
позволяют ей заниматься приготовлением пищи, мытьем посуды в
полном объеме. Помочь ей удовлетворить эти потребности – моя
задача. Евдокия Сергеевна встречает меня с жалобой на головную
боль. Нужно измерить артериальное давление и ни в коем случае не
говорить реальные цифры! Этим можно расстроить ее и усугубить
состояние здоровья. Важно просто сказать: «Ничего страшного,
давление немного повышенное, это, наверное, весенняя погода во
всем виновата». И порекомендовать сравнительно недорогой,
эффективный препарат «Тенорик». Социальный работник просто
обязан знать принцип действия многих препаратов, способы приема,
дозировку. Для этого необходимо быть в контакте с лечащим врачом
обслуживаемого человека. Важную роль в процессе восстановления
здоровья играет психологическая установка и самовнушение (социальный
работник должен быть еще и тонким психологом, чувствовать
ситуацию, чтобы решить ее в пользу клиента): «Выпейте эту
таблетку, она очень быстро поможет, многие пользуются этим
препаратом и все довольны». И она начинает так думать, принимает
препарат. Нужно обязательно отвлечь ее от проблемы – «головная
боль», занять интересным разговором на волнующую ее тему и
начать процесс приготовления пищи. К тому моменту, когда еда на
столе, от головной боли не осталось и следа Евдокия Сергеевна
допивает чай. Относительно хорошее самочувствие и прекрасное
настроение на этот день ей гарантировано!
|
«Связь с близкими на дальних расстояниях». Этот рекламный слоган в жизни
пожилого человека приобретает глубокий смысл. Москалёва
Валентина Филипповна - инвалид ІІ группы. Ее дочь живет в
Пензе, воспитывает двух несовершеннолетних детей. Поэтому связь
с ними у Валентины Филипповны осуществляется посредством
мобильного телефона. Много вопросов у Валентины Филипповны
встало с приобретением этой практически незаменимой для нее вещи.
Как им пользоваться? Пожилому человеку порой бывает трудно
разобраться в новинках бытовой техники. Моя задача – помочь
Валентине Филипповне. Социальному работнику нужно уметь
разбираться в разнообразии мобильных операторов, знать наиболее
приемлемые для бюджета пенсионера тарифные планы, их
положительные и отрицательные стороны, чтобы оказывать
постоянную, грамотную консультацию пожилому человеку. Но это не
главное. Самая главная функция – помочь Валентине Филипповне
соединиться с родственниками, проследить, чтобы телефон был в
режиме разговора, а затем показать, как правильно выключить
аппарат. Одна она не сможет грамотно воспользоваться мобильной
связью, приходиться Валентине Филипповне ждать социального
работника, чтобы посредством моей помощи осуществить потребность
в разговоре с родными. |
|
|
|
|
Социальное обслуживание людей пожилого
возраста на селе представляет огромное поле деятельности для
социального работника. Имея знания и опыт, соответствующие
душевные качества, они в значительной мере могут содействовать
улучшению образа жизни пожилого человека, обеспечения его
независимости, достоинства, помочь ему занять подобающее место в
обществе. Социальный работник должен уметь обеспечить
возможность пожилому человеку продолжать активную
жизнедеятельность, чувствовать свою полезность, уметь полноценно
заполнить досуг и организовать свободное время. |
|
|
|
Приоритетным направлением в обслуживании Черновых Анны
Ивановны и Василия Петровича является деятельность,
направленная на удовлетворение потребности в общении. У этих
пожилых людей было семеро детей. Так получилось, что в живых на
сегодняшний день осталось только трое. Василий Петрович и Анна
Ивановна под тяжестью этого горя в одиночку не выжили бы.
Простой пример из жизни. Люди не любят иметь дело с
социальными работниками, которые вместе с ними оплакивают горе.
Гораздо приятнее иметь дело с конструктивно мыслящим человеком,
который спокойно думает, что практического можно сделать, чтобы
помочь в беде. И мы вместе нашли выход заглушить боль от потери
детей. При КЦСОН работает клуб для пожилых людей «Улыбка»,
который не только способствует общению, но продлевает активную
творческую деятельность. Анна Ивановна стала постоянным и
активным членом этого клуба Ей нужно заранее знать, когда
следующее заседание, какова тематика, какой специалист будет
приглашен, на какие темы будут проводиться беседы. Информацию
можно получить через районную газету «Труд», а разъяснить детали
– это моя задача. |
А ведь в газете-то много интересного, а порой и совершенно
непонятного старикам. Читаем вместе и разбираем каждую статью.
Социальный работник не должен оставаться в стороне от
происходящих в селе событий. Нужно разносторонне и правильно
разъяснять дела и проблемы родного села, иногда поругать власть,
иногда одобрить ее действия. И ни в коем случае не отказываться
от таких разговоров. А ведь через неделю заседание в «Улыбке».
Начинаются хлопоты: «что надеть», «что принести на чаепитие».
Приятные хлопоты! Сколько в них душевного подъема: выбор платья
(нужно вместе посмотреть гардероб), платок – не последняя вещь
(а их у меня столько!), а пирог все же будем печь вместе!
В этих хлопотах и суровый Василий Петрович начинает улыбаться и
давать советы. Вот уже нет места печали в жизни стариков!
|
Я понимаю, что в одной работе описать все многообразие своей деятельности
просто невозможно. Каждый день происходит что-то новое, складывается в
копилку жизненного и профессионального опыта, этот опыт дает
положительные результаты, которые не могут не отразиться на самочувствии
и настроении моих подопечных. В заключении хочется сказать, что труд тех,
кто посвятил себя нелегкому, но благородному делу помощи пожилым людям,
все еще ценится в обществе далеко не адекватно его социальному и
экономическому эффекту. Многие социальные работники сами испытывают
нужду, их доход ниже прожиточного минимума. Но тем большего признания и
уважения они заслуживают, тем выше их нравственный статус в глазах людей
– клиентов социальной службы. |
Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила!
И каждый час, и каждую минуту
О судьбах чьих-то вечная забота –
Кусочек сердца отдавать кому-то:
Такая, брат, у нас с тобой работа! |
|