Конкурс «Социальный работник на селе:
мое призвание – социальная работа!»

Наша служба всем нужна, посудите сами -                                                                                                  Занимается она нужными делами.
Если старый человек жить один устанет,
На заботу и защиту служба наша встанет.
Мы наносим вам воды и полы помоем,
Мы продукты принесем и дрова наколем,
Побеседуем ладком и побалуем чайком!
А как глянем мы в окно – солнышко садится,
Значит, нам пора домой – бабка спать ложится.
Так проводим мы все дни – о других в заботе.
Вот что значит на селе слово «Соцработник»!

         Я не случайно начала рассказ о своей работе этими стихотворными строками. Они близки и понятны каждому социальному работнику, выполняющему свою деятельность в сельской местности. Я работаю социальным работником Малосердобинского МУ КЦСОН с 1997 года. Пришла в эту службу случайно, но как часто бывает в жизни, случайность оказалась закономерностью. И эта работа стала главным делом моей жизни.

По статистическим данным каждый третий житель с. Малая Сердоба – пенсионер, поэтому работа КЦСОН непосредственно связана со старшим поколением. Сколько пожилых людей находится у меня на обслуживании, со столькими характерами и приходится работать. Но всех их объединяет чувство одиночества, дефицит внимания. Моя задача – помочь пожилым людям, адаптироваться к современной, непростой жизни. При этом я беру за основу их моральное состояние, физический и интеллектуальный потенциал, духовные интересы. К каждому своему подопечному я подхожу индивидуально, находя для него наилучший метод «социальной терапии». От профессионализма социального работника зависит не только настроение, но и здоровье человека, которому он помогает. Проработав несколько лет без специального образования, я поняла, что это неэффективный подход к работе, так как без профессионального роста не обойтись, поэтому я закончила Пензенский педагогический колледж по специальности «Социальная работа». Дополнительные и так необходимые знания позволили включиться в процесс более активно, оказывать разносторонне направленную, своевременную и эффективную помощь.

 

Все мои клиенты живут отдельно от родственников, и им бывает трудно справиться с одиночеством, недомоганием. Средний возраст моих подопечных 82 года. Конечно, в этом возрасте невозможно содержать на должном санитарном уровне жилье, поэтому для удовлетворения потребности в чистом жилом помещении существует социально-бытовая услуга «Уборка жилых помещений». Важно иметь в виду – чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Социальная работа на селе не подразумевает вовлечения в деятельность высокотехнологичных орудий труда. Но это не значит, что социальный работник не может пользоваться современными приспособлениями для совершенствования и облегчения своего труда. Рассмотрим эти утверждения на примере Журловой Евдокии Ивановны.

Евдокии Ивановне 86 лет, она очень чистоплотный человек. Ее паласы должны быть идеально вычищены, а полы вымыты до зеркального блеска. Поэтому на уборку ее дома уходило много сил и времени. Но вот в продаже появилась новинка – швабра с губкой ПВА. Евдокия Ивановна согласилась приобрести такую швабру (в целях эксперимента я гарантировала, что если швабра не понравится, я возьму ее себе и верну деньги). Эффект от первой уборки превзошел все ожидания! Раньше паласы приходилось выносить на улицу, чистить щеткой, заносить и расстилать заново, теперь же достаточно намочить губку швабры, отжать, потянув за рычаг, пройтись по поверхности паласа и чудесная губка соберет мелкий мусор, волосы, пыль, а затем все это остается в воде. На уборку теперь затрачивается намного меньше времени и моих сил, а свободное время можно потратить на неофициальное общение, более подробно обсудить возникшие проблемы, состояние здоровья. Да и паласы Евдокии Ивановны теперь в полном порядке. По примеру Евдокии Ивановны такие швабры приобрели еще две моих клиентки.     
 

          Часто тех услуг, которые входят в Территориальный перечень недостаточно, поэтому, исходя из потребностей и конкретных возможностей пожилого человека, я предлагаю ввести дополнительные услуги. Социальный работник должен делать все от него зависящее, чтобы обеспечить пожилому человеку возможность жить у себя дома как можно дольше. Становятся востребованными бытовые услуги по отдельным заявкам: приготовление пищи на дому и оказание помощи в ее приеме, мытье посуды и т. д. Рассмотрим пример Жуковой Евдокии Сергеевны.  

Евдокия Сергеевна - участник Великой Отечественной Войны. Ее здоровье и физическое состояние не позволяют ей заниматься приготовлением пищи, мытьем посуды в полном объеме. Помочь ей удовлетворить эти потребности – моя задача. Евдокия Сергеевна встречает меня с жалобой на головную боль. Нужно измерить артериальное давление и ни в коем случае не говорить реальные цифры! Этим можно расстроить ее и усугубить состояние здоровья. Важно просто сказать: «Ничего страшного, давление немного повышенное, это, наверное, весенняя погода во всем виновата». И порекомендовать сравнительно недорогой, эффективный препарат «Тенорик». Социальный работник просто обязан знать принцип действия многих препаратов, способы приема, дозировку. Для этого необходимо быть в контакте с лечащим врачом обслуживаемого человека. Важную роль в  процессе восстановления здоровья играет психологическая установка и самовнушение (социальный работник должен быть еще и тонким психологом, чувствовать ситуацию, чтобы решить ее в пользу клиента): «Выпейте эту таблетку, она очень быстро поможет, многие пользуются этим препаратом и все довольны». И она начинает так думать, принимает препарат. Нужно обязательно отвлечь ее от проблемы – «головная боль», занять интересным разговором на волнующую ее тему и начать процесс приготовления пищи. К тому моменту, когда еда на столе, от головной боли не осталось и следа  Евдокия Сергеевна допивает чай. Относительно хорошее самочувствие и прекрасное настроение на этот день ей гарантировано!
 

«Связь с близкими на дальних расстояниях». Этот рекламный слоган в жизни пожилого человека приобретает глубокий смысл. Москалёва Валентина Филипповна - инвалид ІІ группы. Ее дочь живет в Пензе, воспитывает двух несовершеннолетних детей. Поэтому связь с ними у Валентины Филипповны осуществляется посредством мобильного телефона. Много вопросов у Валентины Филипповны встало с приобретением этой практически незаменимой для нее вещи. Как им пользоваться? Пожилому человеку порой бывает трудно разобраться в новинках бытовой техники. Моя задача – помочь Валентине Филипповне. Социальному работнику нужно уметь разбираться в разнообразии мобильных операторов, знать наиболее приемлемые для бюджета пенсионера тарифные планы, их положительные и отрицательные стороны, чтобы оказывать постоянную, грамотную консультацию пожилому человеку. Но это не главное. Самая главная функция – помочь Валентине Филипповне соединиться с родственниками, проследить, чтобы телефон был в режиме разговора, а затем показать, как правильно выключить аппарат. Одна она не сможет грамотно воспользоваться мобильной связью, приходиться Валентине Филипповне ждать социального работника, чтобы посредством моей помощи осуществить потребность в разговоре с родными.

     

Социальное обслуживание людей пожилого возраста на селе представляет огромное поле деятельности для социального работника. Имея знания и опыт, соответствующие душевные качества, они в значительной мере могут содействовать улучшению образа жизни пожилого человека, обеспечения  его независимости, достоинства, помочь ему занять подобающее место в обществе. Социальный работник должен уметь обеспечить возможность пожилому человеку продолжать активную жизнедеятельность, чувствовать свою полезность, уметь полноценно заполнить досуг и организовать свободное время.

   

     Приоритетным направлением в обслуживании Черновых Анны Ивановны и Василия Петровича является деятельность, направленная на удовлетворение потребности в общении. У этих пожилых людей было семеро детей. Так получилось, что в живых на сегодняшний день осталось только трое. Василий Петрович и Анна Ивановна под тяжестью этого горя в одиночку не выжили бы.

      Простой пример из жизни. Люди не любят иметь дело с социальными работниками, которые вместе с ними оплакивают горе. Гораздо приятнее иметь дело с конструктивно мыслящим человеком, который спокойно думает, что практического можно сделать, чтобы помочь в беде. И мы вместе нашли выход заглушить боль от потери детей. При КЦСОН работает клуб для пожилых людей «Улыбка», который не только способствует общению, но продлевает активную творческую деятельность. Анна Ивановна стала постоянным и активным членом этого клуба Ей нужно заранее знать, когда следующее заседание, какова тематика, какой специалист будет приглашен, на какие темы будут проводиться беседы. Информацию можно получить через районную газету «Труд», а разъяснить детали – это моя задача.


А ведь в газете-то много интересного, а порой и совершенно непонятного старикам. Читаем вместе и разбираем каждую статью. Социальный работник не должен оставаться в стороне от происходящих в селе событий. Нужно разносторонне и правильно разъяснять дела и проблемы родного села, иногда поругать власть, иногда одобрить ее действия. И ни в коем случае не отказываться от таких разговоров. А ведь через неделю заседание в «Улыбке». Начинаются хлопоты: «что надеть», «что принести на чаепитие». Приятные хлопоты! Сколько в них душевного подъема: выбор платья (нужно вместе посмотреть гардероб), платок – не последняя вещь (а их у меня столько!),  а пирог все же будем печь вместе! В этих хлопотах и суровый Василий Петрович начинает улыбаться и давать советы. Вот уже нет места печали в жизни стариков!

    Я понимаю, что в одной работе описать все многообразие своей деятельности просто невозможно. Каждый день происходит что-то новое, складывается в копилку жизненного и профессионального опыта, этот опыт дает положительные результаты, которые не могут не отразиться на самочувствии и настроении моих подопечных. В заключении хочется сказать, что труд тех, кто посвятил себя нелегкому, но благородному делу помощи пожилым людям, все еще ценится в обществе далеко не адекватно его социальному и экономическому эффекту. Многие социальные работники сами испытывают нужду, их доход ниже прожиточного минимума. Но тем большего признания и уважения они заслуживают, тем выше их нравственный статус в глазах людей – клиентов социальной службы.

Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила!
И каждый час, и каждую минуту
О судьбах чьих-то вечная забота –
Кусочек сердца отдавать кому-то:
Такая, брат, у нас с тобой работа!