ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
СУРГУТСКОГО РАЙОНА –
пилотного региона по
реализации проекта
Российско-Европейского
фонда «Поддержка развития социальных услуг для пожилых людей и инвалидов,
проживающих в сельской местности России»
1. |
Общая характеристика
Сургутского района……….. |
3 |
2. |
Промышленность и агропромышленный комплекс… |
4 |
3. |
Демографические показатели Сургутского
района….. |
6 |
4. |
Доходы и занятость
населения ………………………. |
7 |
5. |
Образование.
Здравоохранение. Культура…………... |
10 |
6. |
Социально-экономическое положение коренных
малочисленных народов Севера……………………… |
11 |
7. |
Государственное
пенсионное обеспечение………….. |
12 |
8. |
Социальная защита населения, ее структура, специфика
и особенности………….................................. |
13 |
8.1. |
Меры социальной
поддержки населения……………. |
13 |
8.2. |
Адресная социальная
помощь………………………... |
18 |
8.3. |
Социальное
обслуживание населения……………….. |
21 |
9. |
Заключение…………………………………………….. |
34 |
1. Общая характеристика Сургутского
района
Сургутский
район образован на территории бывшего Сургутского уезда 11 января 1924 года.
Тогда он входил в состав Уральской области Тобольского округа. В настоящее
время Сургутский район – это составная часть Ханты -Манскийского автономного
округа - Югры Тюменской области Российской Федерации, включающая в себя
городские поселения Лянтор, Федоровский, Белый Яр, Барсово и 9 сельских
поселений – Локосово, Сытомино, Тундрино, Лямина, Русскинская, Солнечный,
Нижнесортымский, Угут и Ульт-Ягун.
Муниципальное образование Ханты - Мансийском
автономном округе по занимаемой площади, численности населения и объему промышленного
производства. Его площадь 105,5 тысяч квадратных километров, что составляет
19,7% от общей площади автономного округа. Протяженность с севера на юг – 500
км, с запада на восток – от 275 до 350 км. Административный центр района – г.
Сургут. (Приложение № 1 - карта)
Сургутский
район расположен в Среднем течении реки
Оби, в переделах лесоболотной зоны Западно-Сибирской низменности. Климат резко -
континентальный, его отличают высокая влажность в весеннее - летний и осенний
периоды, интенсивная циркуляция воздушных масс: летом преобладают северные
ветры, в остальное время – южные и юго-западные.
В границах Сургутского района находятся 25 населенных
пунктов:
Город районного подчинения |
1 |
Рабочие поселки |
3 |
Поселки |
10 |
Села |
3 |
Деревни |
8 |
Отличительной особенностью территориального деления
муниципального района является то, что в его состав входят достаточно крупные
поселения:
- г.Лянтор - 36,3 тыс.чел.
- р.п. Белый Яр - 14,2 тыс. чел.
- р.п. Федоровский - 18,7 тыс. чел.
- г.п. Солнечный - 11,2 тыс. чел.
- г.п.Нижнесортымский - 10,8 тыс.чел.
Численность
зарегистрированного населения на 31.12.2006
112,6 тысяч человек.
№ п/п |
Населенный пункт |
Численность постоянного населения в тыс.чел. |
1. |
г.Лянтор |
36,3 |
2. |
р.п.Барсово |
5,5 |
3. |
р.п.Белый Яр |
14,2 |
4. |
р.п.Федоровский |
18,7 |
5. |
п.Локосово |
2,3 |
6. |
д.Верхнемысовая |
0,047 |
7. |
п.Ульт-Ягун |
2,620 |
8. |
п.Тром-Аган |
0,213 |
9. |
с.Тундрино |
0,081 |
10. |
п.Высокий Мыс |
0,49 |
11. |
д.Русскинская |
1,63 |
12. |
д.Каюкова |
0,218 |
13. |
с.Угут |
2,307 |
14. |
п.Малоюганский |
0,318 |
15. |
д.Тайлакова |
0,089 |
16. |
д.Таурова |
0,107 |
17. |
д.Лямина |
0,89 |
18. |
п.Песчаный |
0,136 |
19. |
с.Сытомино |
1,291 |
20. |
п.Горный |
0,23 |
21. |
д.Сайгатина |
1,303 |
22. |
п.Солнечный |
11,227 |
23. |
п.Нижнесортымский |
10,830 |
24. |
д.Юган |
0,127 |
25. |
п.Банный |
0,046 |
Три четверти населения проживает в городской
местности. В сельской местности - 37 793 чел., что составляет 33,5% от
общего числа жителей. На территории района проживает коренное население,
основные места обитания которого - г.
Лянтор, д. Русскинская, с. Угут и родовые угодья, расположенные в природной
среде.
Транспортное сообщение по территории района
осуществляется по железной и автомобильной дорогам, речным и авиатранспортом.
Основой
экономического благополучия района является топливно-энергетический комплекс,
который включает в себя геологоразведочные, нефтегазодобывающие, трубопроводные
предприятия, нефтегазоперерабатывающие заводы. Так, на 100 месторождениях
Сургутского района работают 11 крупных компаний, которые в общей сложности
добывают 111,5 миллиона тонн нефти в год. Таким образом, каждая четвертая тонна
российской нефти вырабатывается на территории Сургутского района. Безусловный
лидер нефтедобычи и разведочного бурения на территории Сургутского района - ОАО
"Сургутнефтегаз" с численностью работающих более 85 тысяч человек.
Это одно из крупных и эффективных предприятий не только региона, но и всей
России. На территории Сургутского района действуют также добывающие предприятия
и объединения, такие как "Юганскнефтегаз",
"Когалымнефтегаз", "Ноябрьскнефтегаз",
"Мегионнефтегаз", "Лангепаснефтегаз", а также
"Томскнефть" и другие.
На
территории района расположено крупное предприятие ООО
"Сургутгазпром", обеспечивающее транспортировку и переработку
десятков тысяч миллиардов кубических метров газа в год, а также завод
стабилизации газового конденсата – крупнейший поставщик газа для Сургутской
ГРЭС и для нужд населения.
Так же в районе осуществляется заготовка леса, производство
пиломатериалов, мебели сборного железобетона, сельхозпродукции.
Индекс промышленного производства по оценке 2006 года составит 168% по отношению к 2005
году.
Наряду
с развитием промышленного производства интенсивно в последние годы развивается
агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство представлено подсобными
предприятиями крупных акционерных обществ, небольшими фермами и крестьянскими
объединениями. Подобным образом организованы такие направления деятельности,
как лов рыбы, заготовка пушнины и дикорастущих ягод и грибов.
По оценке в 2006 году производство продукции сельского
хозяйства в хозяйствах всех категорий составит 422,35 млн.руб. или 88,4% в
сопоставимых ценах к уровню 2005 года.
Как видно из ниже приведенных диаграмм на протяжении 5 лет наблюдается рост объемов
промышленного производства, производства сельхозпродукции, что существенно
влияет на качество жизни населения муниципального образования.
3.Демографические
показатели Сургутского района
В 2006 году в районе главным фактором прироста
населения является рождаемость. Величина
естественного прироста населения составила 1055 человек, что на 8,8%
больше величины аналогичного периода
2005 года. Уровень рождаемости на 1000 человек составил 13,4 человека,
что на 2,9% выше уровня 2005 года. 228 детей родилось у матерей – одиночек.
На 1118 браков в 2006 году органом ЗАГС зарегистрировано 763
расторжений. Наблюдается рост браков среди несовершеннолетних (2005 год- 14,
2006 год - 19).
Принимая во внимание комплексные мероприятия, принятые
на территории района и направленные на стимулирование рождаемости, а именно,
меры материальной поддержки молодой семьи, поддержки женщин, принимающих
решение родить и поднять на ноги второго ребенка, введение родовых сертификатов
и т.д. приведут к существенному увеличению естественного прироста населения
района.
Смертность в 2006 году снизилась и по
оценке составила 464 человека или 80,4 % к соответствующему периоду 2005
года. Уровень смертности составил 4,1 человека на 1000 человек, что на
19,6% ниже уровня 2005 года.
По сравнению с аналогичным периодом 2005 года
в отчетном периоде продолжается превышение выбывших граждан по отношению к
прибывшим гражданам.
Среднегодовая численность постоянного населения в 2007
году предположительно составит 113,95 тыс.человек. Прогнозируемая рождаемость
- 1600 человек или 14 человек на 1000
населения, в 2006 году - 13,7 человек.
В 2008 году ситуация существенно не
изменится. Среднегодовая численность
прогнозируется около 114,98
тыс.человек или 100,9%. По-прежнему увеличение
численности планируется за счет естественного прироста - увеличения рождаемости
населения.
В 2009 году прогнозируемая численность составит – 116,1 тыс. человек.
Необходимо отметить, что демографические показатели
района имеют положительную тенденцию. Рождаемость значительно превышает
смертность, наблюдается естественный прирост населения.
4.Доходы и занятость
населения
Основным
источником доходов населения является оплата труда.
Начисленная среднемесячная заработная плата
на одного работника по крупным и средним предприятиям района за 2006 год по оценке составила 31950 рублей, при этом номинальная увеличилась на 15,6%, а реальная на 3,8% выше уровня 2005
года (в 2005г. -27639 рублей).
Соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом
трудоспособного населения (5324) составило 5,7 раза.
Продолжает оставаться высокой дифференциация размера заработной платы между
отраслями экономики: в промышленности -35334 рубля, в сельском хозяйстве -10145
рублей, в промышленной связи – 39460 рублей, в образовании - 15542 рубля, в
культуре -10342 рубля, в здравоохранении - 17538 рублей.
Среднедушевые денежные доходы населения за 2006
год составили 21510 рублей, увеличившись
по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 10,3% (в 2005 г.-19495
рублей).
По оценке денежные расходы населения в 2006 году
составили 16516,9 млн.рублей, что соответствует 56,6% от суммы доходов.
В структуре денежных расходов существенная часть расходов населения
направлена на покупку товаров и оплату услуг. Так, в общем объеме расходов
удельный вес потребительских расходов составили 54,9%, обязательных платежей и
добровольных взносов – 33,3 %, прочих
расходов – 11,8 %.
Среднедушевой доход по прогнозу в 2007 году
достигнет 23427 рублей (108,9% к оценке
2006 года).
Реальные располагаемые доходы населения в 2007 году составят к оценке 2006 года 100%.
Рост номинальной заработной платы к уровню 2006 года
прогнозируется в 2007 году 104,2%.
Прогнозируемый рост трудовых пенсий в 2007 году к
оценке 2006 года составит 116,8.
Численность трудовых ресурсов района в 2006 году
составила 82,85 тыс.человек и увеличилась на 0,1% по отношению к
соответствующему периоду 2005 года.
Численность занятых в
экономике составила 75,450
тыс.человек или 91,1% от трудовых ресурсов района.
регистрируемого рынка труда Сургутского района
|
|
2005 год |
2006 год |
2006г. в % к 2005г. |
|
А |
1 |
2 |
3 |
1. |
Поставлено
на учет ищущих работу граждан (с
учетом переходящих)
чел. |
5412 |
5840 |
107,9 |
2. |
Из
них признано безработными
(с
учетом переходящих)
чел. |
3632 |
3550 |
97,7 |
3. |
Нашли
работу, всего -
чел. |
2476 |
2480 |
101 |
4. |
%
трудоустройства (стр.3: стр.1) |
45,8 |
42,5 |
|
5. |
из них безработных, чел. |
1023 |
940 |
91,9 |
6. |
%
трудоустройства (стр.5: стрр.2) |
28,2 |
26,5 |
|
7. |
Прошли
профобучение, чел. |
78 |
57 |
73 |
8. |
Принимали участие в
общественных работах чел. |
72 |
98 |
136,1 |
9. |
Количество вакансий на
конец отчетного пер. ед. |
436 |
690 |
158,3 |
10. |
Количество безработных на
конец отчетного периода
чел. |
1485 |
1400 |
94,3 |
11. |
Уровень безработицы на
конец отчетного периода |
1,9 |
1,8 |
|
12. |
Коэффициент напряженности
на конец отчетного периода (14 стр.:стр.9) , чел. на раб. место |
3,5 |
2,2 |
|
13. |
Заявлено вакансий в течении
года, раб. мест |
2921 |
3050 |
104,1 |
14. |
Численность не занятых
трудовой деятельностью на конец
отчетного года, зарегистрированных в службе занятости, чел. |
1534 |
1520 |
99,1 |
Анализ количественных показателей рынка труда по
району позволяет сделать следующие выводы:
- общее
количество граждан, обратившихся в службу занятости населения за 2006 год
увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 428 чел. или
на 7,9% и достигло 5840 чел. (за 2005 год -5412 чел);
- количество граждан признанных безработными,
снизилось на 82 чел. или на 2,3% и составило 3550 чел. (2005 год -3632 чел.);
- количество безработных за отчетный период составило
1400 чел, что на 85 чел. или 5,7% меньше показателя 2005 года;
- по
состоянию на конец 2006 года среди зарегистрированных безработных: 494 чел. или
35,3% - молодежь в возрасте 16-29 лет (2005 год -589 чел.), 1015 чел. или 72,5%
- женщины (2005 год -1255 чел.), 55 чел, или 3,9% - инвалиды (2005 год -46
чел.), 39 чел. или 2,8% безработные из числа малочисленных народов Севера (2005
год 29 чел.). По сравнению с аналогичным
периодом прошлого года снизилась доля женщин, молодежи из числа безработных,
возросла доля инвалидов и коренных и малочисленных народов Севера;
- количество
вакансий на конец года увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2005
года на 58,3% и составило 690 вакантных рабочих мест (2005 год – 436 чел.).
Всего за отчетный период заявленная
предприятиями и организациями потребность
в работниках составила 3050 чел, что на 4,4% больше уровня 2005 года;
- уровень регистрируемой безработицы за 2006
год составил 1,8% (2005 год – 1,9%);
- коэффициент
напряженности (отношение численности незанятых граждан к числу заявленных в СЗ вакансий)
снизился с 3,5 чел. на одно рабочее место в 2005 году до 2,2 чел. в 2006 году в
связи с увеличением числа заявленных в органы социальной защиты вакансий.
В 2007-2008 годах будет прослеживаться стабилизация
среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях района. В 2007
году трудовые ресурсы составят 82,98 тыс.человек, что на 0,16% выше по
сравнению с 2006 годом, а численность занятых в экономике в 2007 году останется
на уровне 2006 года и составит 75,48 тыс.человек.
Несмотря на активную
политику службы занятости по содействию в
трудоустройстве граждан, проблемы остаются, а именно:
-
несоответствие спроса и предложений на рынке труда, заявленные
вакансии рассчитаны, как
правило, на высококвалифицированных
специалистов с опытом работы;
-
безработные граждане,
учитывая высокую стоимость
проезда, неохотно соглашаются
устраиваться на работу на предприятия, расположенные за
пределами постоянного места жительства;
- работодатели предпочитают привлекать
дешевую иностранную
рабочую силу,
не предпринимают действий,
направленных на замену
иностранных работников
на специалистов из
числа, постоянно
проживающих на территории Сургутского
района;
- присутствие
иждивенческого настроя у безработных граждан.
Таким
образом, доходы населения постоянно увеличиваются. Но заработная плата в
агропромышленном комплексе остается самой низкой среди всех отраслей
производства, что существенно влияет на уровень жизни сельского жителя. Так же
эта категория населения имеет проблемы и с трудоустройством.
5.Образование.
Здравоохранение. Культура
В 2006 году в районе
педагогическую деятельность осуществляют 74 муниципальные образовательные
учреждения, в том числе:
31 школы (в т.ч. 20 СОШ, 2 основные, 2 начальные, 4
сменные, 3 начальные школы-детские сады);
3 школы – интерната;
3 центра детского творчества;
4 межшкольных учебных комбината;
33 муниципальных ДОУ на 4917 мест (вместе с детскими
местами в школах-садах).
В настоящий момент в районе осуществляют
образовательный процесс 4940 человек, в т.ч. 2424 педагога, профессиональный
уровень которых достаточно высок; достижения 714 педагогов отмечены наградами
федерального, регионального и местного уровней. Обеспеченность педагогическими
кадрами в образовательных учреждениях района составляет 99%.Численность
учащихся в общеобразовательных учреждениях составляет на начало учебного года 16747 человек или 96,4% к
предыдущему учебному году.
В систему
здравоохранения района в настоящее время входят 13 муниципальных
учреждений, в т.ч. 2 городские больницы в г.Лянторе и в п.Федоровский, 3
участковые больницы, 3 поликлиники, 5 амбулаторий, 13 ФАПов. В учреждениях
здравоохранения района работает 1470 человек, в том числе 230 врачей, 708
человек среднего медицинского персонала.
Коечный фонд стационаров района в текущем году
составляет 332 койки, из них 97 коек – дневного пребывания. Летом 2006 года количество
коек дневного стационара было увеличено (с 92 на начало года до 107) на летний
период в связи с проведением летней оздоровительной кампании детей и
подростков. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 1518
посещений в смену.
С 1 января 2006 года взаимодействие муниципального
района с поселениями по полномочиям в сфере культуры осуществляется на
основании соглашений, заключенных сроком на год.
В 2006 году сеть учреждений культуры района состояла
из 59 учреждений, в том числе:
- учреждения клубного типа – 26;
- музеи – 3;
- библиотеки – 19 (в т.ч. 2 детские), кроме того, 18
библиотечных пунктов в населенных пунктах, не имеющих библиотек;
- дирекция киновидеосети (17 киновидеоустановок);
- историко-культурный научно-производственный центр
«Барсова Гора»;
- детские школы искусств – 9.
В
настоящий момент на территории района действуют более 400 культурно -досуговых
формирований с охватом около 7 тыс.человек, в т.ч. около 4 тыс.детей (305
формирований в 2005 году).
Система учреждений образования, культуры,
здравоохранения охватывает практически всю сеть населенных пунктов Сургутского
района, имеет высокую материально-техническую базу.
Отличительной особенностью Сургутского района является
то, что на его территории проживают малочисленные народы Севера, в отношении
которых проводится единая национальная политика,
направленная на разработку и реализацию необходимых мер в области обеспечения их прав и интересов.
В районе проживает около 3100 человек из числа
малочисленных народов Севера, что составляет 2,7% от общего числа населения в
районе. По национальному составу 98% -
ханты, по 1% - ненцы и манси.
На протяжении последних 5-ти лет численность жителей
коренной национальности района остается неизменной.
Значительного увеличения или уменьшения числа
коренного национального населения до 2010 года не ожидается.
На территории района расположено 153 родовых угодья
площадью 6,7 млн.га, что составляет около 64% от всей территории района.
С целью возрождения, сохранения и развития
традиционного образа жизни, ведения традиционного хозяйствования, промыслов,
рационального природопользования, защиты исконной среды обитания коренных
малочисленных народов, обеспечения занятости, социальной защиты, а также
развития национальной культуры и языков малочисленных народов, на территории района зарегистрированы шесть общин с общей
численностью около 150 человек, учредителями которых являются коренные
малочисленные народности Севера.
В настоящее время поддержка в развитии малочисленных
народностей Севера осуществляется по программе Ханты- Мансийского автономного
округа – Югры в виде предоставления
субсидий:
В связи с интенсивной добычей нефти и газа на территории
района, где коренные жители ведут традиционный образ жизни, когда перспектива
развития нефтедобычи связана с необходимостью сокращения пастбищ, традиционных
видов деятельности, создаются определенные неудобства для малочисленных
народностей Севера. Для возмещения убытков малочисленным народам Севера между
коренными жителями и промышленными предприятиями заключаются договоры, которые
позволяют местным жителям решать свои вопросы за счет недропользователей.
Данная категория населения остается по прежнему самой
уязвимой среди всех групп населения, по
прежнему нуждается в особой заботе государства.
7.Государственное
пенсионное обеспечение
Ччисленность пенсионеров в Сургутском районе в 2006 году составила 14,3 тыс. человек, что
на 2,5 тыс. человек или на 22,3% больше соответствующего периода 2005 года, в
том числе 6,5 тыс. человек – неработающие пенсионеры.
Средний размер
месячной пенсии по старости, назначаемый согласно федеральному закону, составил 4500 рублей или 112,2% к уровню
аналогичного периода 2005 года.
Средний размер дохода пенсионера составил 4950 рублей
и увеличился на 12% к соответствующему
периоду 2005 года, его реальный рост составил 100,5%. Соотношение
среднемесячного дохода и прожиточного
минимума пенсионера на конец отчетного периода составило 116,3%.
В 2007 году средний размер трудовой пенсии возрастет к
уровню 2006 года на 16,8%, а ее реальный размер
увеличится на 7,8%.
В 2008 году средний размер трудовой пенсии возрастет к
уровню 2007 года на 20,2%, а ее реальный размер
увеличится соответственно на 11,8%.
Таким образом, доходы населения пенсионного возраста
имеют тенденцию к увеличению.
8. Социальная
защита населения в Сургутском районе,
ее
структура, специфика и особенности
С 01.01.2006 года полномочия в области социальной
защиты и социального обслуживания населения переданы на уровень субъекта
Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Ханты - Мансийского
автономного округа – Югры от 25 мая 2005 г. №222-рп «О создании территориальных
подразделений Департамента труда и социальной защиты населения
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» образовано Управление социальной
защиты населения по Сургутскому району.
Основными задачами Управления
являются:
- участие в разработке предложений и реализации основных
направлений государственной политики и нормативному правовому регулированию в
сфере социального развития, труда, уровня жизни и доходов населения,
демографии, дополнительного пенсионного обеспечения, условий и охраны труда,
социального партнерства и трудовых отношений, альтернативной гражданской
службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи,
женщин и детей;
- реализация государственных мер социальной поддержки
отдельных категорий пенсионеров, инвалидов, семей и детей, других категорий
граждан, нуждающихся в государственной поддержке на территории муниципального
образования Сургуткий район;
- организация социального обслуживания населения на
территории муниципального образования Сургуткий район.
В структуре управления 4 отдела: отдел
по приему и обслуживанию населения, отдел реализации социальных программ,
финансово-экономический отдел, организационный отдел.
На территории Сургутского района
функционирует два государственных учреждения: «Комплексный центр социального
обслуживания населения «Содействие», «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Апрель».
8.1.Меры социальной поддержки населения
Учет, назначение и выплата мер социальной поддержки
осуществляется отделом по приему и обслуживанию населения. Для повышения
качества обслуживания граждан, модернизации и повышения контроля за
использованием денежных средств работа отдела осуществляется по секторам: первичного приема граждан; назначения мер
социальной поддержки; оформления
документов; сектор выплат; сектор автоматизации.
Прием населения осуществляется по
принципу «единого окна». Первичный прием документов от населения ведут наиболее
опытные специалисты. У одного специалиста оформляются все меры социальной
поддержки, на которые граждане могут претендовать в соответствии с действующим
законодательством. На гражданина заводится одно личное дело, что позволяет
значительно сократить количество представляемых копий документов.
Специалисты отдела ежемесячно выезжают
во все населенные пункты района в соответствии с графиком выездов, который
доводится до сведения населения через газету «Вестник» и на информационных
стендах в филиалах УСО «Комплексный центр социального обслуживания населения
«Содействие». Количество выездов специалистов осуществляется не реже одного
раза в месяц, в крупные населенные пункты чаще: в п.Федоровский,
п.Нижнесортымский – дважды в месяц, в г.Лянтор – четыре раза в месяц.
Оформление различных мер социальной поддержки по месту жительства, не выезжая в
г.Сургут, удобно для населения и освобождает их от расходов на оплату стоимости
проезда.
В Сургутском районе по данным Управления Пенсионного фонда состоит
на учете и получает различные виды пенсий (по старости, по инвалидности, по
случаю потери кормильца, по выслуге лет) -
14345 человек.
Из них не работающих пенсионеров по старости и инвалидности, получающих
дополнительные пенсии из Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда
– 6553 человека.
Получатели трудовых пенсий и дополнительных пенсий
из окружного бюджета в разрезе муниципальных образований
Сургутского района
Наименование поселения |
Получатели трудовых и государственных пенсий – всего |
Из них, пенсионеры по старости и инвалидности, получающие дополнительную пенсию из окружного бюджета |
|
г.п. Лянтор |
3986 |
1670 |
|
г.п. Федоровский |
2583 |
913 |
|
г.п. Белый Яр |
2188 |
1251 |
|
г.п. Барсово |
760 |
349 |
|
с.п. Солнечный |
1554 |
746 |
|
с.п. Нижнесортымский |
711 |
214 |
|
с.п. Угут |
569 |
290 |
|
с.п. Локосово |
472 |
278 |
|
с.п.Ульт-Ягун |
476 |
220 |
|
с.п. Русскинская |
270 |
131 |
|
с.п. Сытомино |
399 |
262 |
|
с.п. Лямина |
242 |
141 |
|
с.п. Тундрино |
135 |
88 |
|
Всего |
14345 |
6553 |
По итогам 2006 года состоит на учете в Управлении 14 251
человек, с учетом членов семей льготы получает 16675 человек.
На реализацию государственных полномочий израсходовано
219 176 631,34 руб., из них:
из средств федерального бюджета -
20 719 443,54 руб.
из средств окружного бюджета -
196 208 003,8 руб.
из средств Фонда социального страхования -
2 249 184 руб.
Из
общего числа граждан, состоящих на учете, 6944 человек включены в федеральный и
региональный регистры.
Получатели мер социальной
поддержки,
состоящие в
федеральном регистре в 2006 году,
в разрезе муниципальных
образований Сургутского района
Наименование поселения |
Инвалиды
ВОВ |
Участники
ВОВ |
Бывшие
несовершеннолетние узники фашистских концлагерей |
Инвалиды
(совершеннолетние) |
Дети-инвалиды |
Награжденные
знаком «Житель блокадного Ленинграда» |
Члены
семей погибших (умерших) УВОВ ветеранов боевых действий |
Ветераны
боевых действий |
Пострадавшие
от радиации (ЧАЭС, Семипалатинск и др.) |
Всего |
г.п. Лянтор |
11 |
4 |
4 |
504 |
121 |
|
15 |
274 |
36 |
969 |
г.п. Федоровский |
10 |
|
1 |
235 |
73 |
|
14 |
184 |
18 |
543 |
г.п. Белый Яр |
8 |
1 |
1 |
310 |
42 |
|
8 |
123 |
21 |
526 |
г.п. Барсово |
5 |
1 |
1 |
94 |
9 |
|
2 |
33 |
3 |
150 |
с.п. Солнечный |
1 |
3 |
2 |
251 |
39 |
1 |
2 |
74 |
15 |
389 |
с.п. Нжнесортымский |
2 |
|
1 |
60 |
20 |
|
1 |
35 |
3 |
126 |
с.п. Угут |
1 |
|
|
86 |
14 |
|
2 |
13 |
|
116 |
с.п. Локосово |
|
|
1 |
46 |
10 |
2 |
3 |
18 |
|
82 |
с.п.Ульт-Ягун |
1 |
|
|
67 |
7 |
|
3 |
22 |
5 |
105 |
с.п. Русскинская |
|
|
|
36 |
7 |
|
|
11 |
2 |
56 |
с.п. Сытомино |
|
|
|
56 |
5 |
|
1 |
7 |
|
71 |
с.п. Лямина |
1 |
1 |
|
37 |
3 |
1 |
2 |
5 |
|
50 |
с.п. Тундрино |
|
|
1 |
29 |
2 |
|
2 |
6 |
|
40 |
В с е г о |
40 |
10 |
12 |
1811 |
352 |
4 |
55 |
805 |
103 |
3192 |
Гражданам, состоящим в федеральном регистре в
соответствии с действующим законодательством, Управлением производятся
следующие виды выплат:
- компенсация расходов по оплате
жилищно-коммунальных услуг, с 2006 года изменилась форма предоставления
этой льготы, денежные средства перечисляются гражданам путем зачисления на
счета в кредитных учреждениях или через почтовое отделение;
- ежемесячное денежное обеспечение,
установленное к 60-летиюПобеды в Великой Отечественной войне выплачивается:
-
участникам Великой Отечественной войны;
-
инвалидам Великой Отечественной войны;
-
бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей;
-
награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
-
вдовам погибших участников Великой Отечественной войны;
-
супругам умерших инвалидов Великой Отечественной войны;
- состоящим
в региональном регистре труженики тыла.
Получатели мер социальной поддержки,
состоящие в региональном регистре в 2006 году,
в разрезе муниципальных образований Сургутского района
Наименование поселения |
Многодетные семьи |
Ветераны труда РФ |
Ветераны труда ХМАО |
Приравненные к ветеранам труда |
Труженики тыла |
Пострадавшие от политических репрессий |
Одинокие и одинокопроживающие неработающие пенсионеры |
Всего |
г.п. Лянтор |
301 |
553 |
17 |
28 |
74 |
22 |
|
995 |
г.п. Федоровский |
151 |
239 |
13 |
14 |
48 |
9 |
1 |
475 |
г.п. Белый Яр |
107 |
347 |
88 |
12 |
72 |
16 |
|
642 |
г.п. Барсово |
23 |
144 |
36 |
4 |
25 |
|
5 |
237 |
с.п. Солнечный |
79 |
170 |
36 |
8 |
30 |
12 |
|
335 |
с.п. Нижнесортымский |
63 |
86 |
2 |
5 |
8 |
1 |
|
165 |
с.п. Угут |
21 |
71 |
48 |
|
13 |
|
|
153 |
с.п. Локосово |
12 |
65 |
83 |
2 |
28 |
11 |
|
201 |
с.п.Ульт-Ягун |
15 |
65 |
28 |
4 |
12 |
2 |
|
126 |
с.п. Русскинская |
28 |
15 |
9 |
|
16 |
|
|
68 |
с.п. Сытомино |
158 |
78 |
56 |
|
21 |
8 |
|
178 |
с.п. Лямина |
3 |
49 |
39 |
1 |
17 |
5 |
|
114 |
с.п. Тундрино |
3 |
19 |
26 |
2 |
11 |
2 |
|
63 |
В с е г о |
821 |
1901 |
481 |
80 |
375 |
88 |
3 |
3752 |
Гражданам, состоящим в региональном регистре в
соответствии с действующим законодательством Управлением производятся следующие
виды выплат:
- ежемесячные денежные выплаты,
выплачиваются в связи с «монетизацией»
льгот, предоставляемых до 2006 года в натуральном виде, по проезду и
оплате абонентской платы за телефон (кроме многодетных и одиноких и одинокопроживающих пенсионеров);
- компенсация расходов по оплате
жилищно-коммунальных услуг, с 2006 года изменилась форма предоставления этой
льготы, денежные средства перечисляются гражданам путем зачисления на счета в
кредитных учреждениях или через почтовое отделение (кроме одиноких и
одинокопроживающих пенсионеров;
- компенсация расходов за междугородный
проезд один раз в год туда и обратно выплачивается неработающим
пенсионерам из числа тружеников тыла, ветеранов труда, приравненных к ним, и
пострадавших от политических репрессий;
- ежемесячное денежное обеспечение,
установленное к 60-летиюПобеды в Великой Отечественной войне, выплачивается
труженикам тыла.
Кроме перечисленных выше Управлением
производятся выплаты иным категориям граждан:
- денежные выплаты 167 гражданам,
награжденным знаком «Почетный донор России» («Почетный донор СССР;
- возмещение расходов на погребение
получили 240 человек;
В разрезе муниципальных образований
Сургутского района:
Наименование поселения |
Награжденные знаком «Почетный донор России» («Почетный донор СССР» |
г.п. Лянтор |
19 |
г.п. Федоровский |
24 |
г.п. Белый Яр |
52 |
г.п. Барсово |
29 |
с.п. Солнечный |
36 |
с.п. Нижнесортымский |
2 |
с.п. Угут |
|
с.п. Локосово |
1 |
с.п.Ульт-Ягун |
4 |
с.п. Русскинская |
|
с.п. Сытомино |
|
с.п. Лямина |
|
с.п. Тундрино |
|
В с е г о |
167 |
К памятным датам из средств
окружного бюджета проведены выплаты:
- в связи с 20-летием катастрофы Чернобыльской АЭС, гражданам,
пострадавшим от воздействия радиации;
- ко Дню Победы в Великой Отечественной войне участникам Великой
Отечественной войны (инвалидам Великой Отечественной войны; бывшим
несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей; награжденным знаком «Житель
блокадного Ленинграда»; вдовам погибших (умерших) участников Великой
Отечественной войны; труженикам тыла;
- в связи с 15-летием установления Дня памяти жертв политических
репрессий гражданам, пострадавшим от политических репрессий;
- в честь 76-й годовщины образования Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры всем неработающим пенсионерам Сургутского района.
Расходы на реализацию закона от 07.07.2004 № 45-оз ХМАО
- Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства, детства в Ханты - Мансийском
автономном округе - Югре» за отчетный период из средств автономного округа
составили 124 028 784 руб., из них:
из окружного бюджета
121 779 600 руб.
из Фонда социального страхования - 2 249 184 руб.
а именно:
-на выплату
ежемесячных государственных пособий на ребенка;
-на выплату пособий по уходу за ребенком от 1,5 до 4
лет, детям инвалидам и по потере кормильца, на детей в многодетных семьях (3344
получателя).
С 01.07.2006
введены новые пособия:
- ежемесячное социальное пособие на каждого
рожденного, усыновленного или принятого под опеку ребенка в многодетных семьях (275 рублей);
-
единовременное пособие за рождение второго ребенка;
- предоставление мер социальной поддержки
многодетным семьям в части оплаты льгот по коммунальным услугам и городскому и
пригородному проезду.
Количество назначенных
социальных пособий и компенсационных выплат на детей гражданам Сургутского района в 2006 году
Наименование поселений |
Всего |
Виды пособий и компенсационных выплат |
||||||||
Ежемесячные |
Единовременные |
|||||||||
Пособие
на детей |
Пособие
многодетным семьям |
Социальное
пособие на детей, потерявших кормильца |
Социальное
пособие на детей-и6нвалидов |
Компенсация
затрат родителем на воспитание детей-инвалидов на дому |
Пособие
по уходу за ребенком от !,5 до 3-х лет |
Пособие
по уходу за ребенком от 3-х до 4-х лет |
Пособие
по рождению детей из фонда соцстраха |
Пособие
по рождению из окружного бюджета |
||
г.п. Лянтор |
2128 |
770 |
301 |
375 |
87 |
3 |
288 |
54 |
89 |
161 |
г.п. Федоровский |
1207 |
422 |
151 |
204 |
61 |
|
199 |
45 |
36 |
89 |
г.п. Белый Яр |
1063 |
489 |
107 |
169 |
36 |
|
126 |
16 |
48 |
72 |
г.п. Барсово |
280 |
133 |
23 |
45 |
13 |
|
28 |
|
14 |
24 |
с.п. Солнечный |
799 |
378 |
79 |
113 |
39 |
1 |
114 |
4 |
38 |
33 |
с.п. Нижнесортымский |
359 |
48 |
63 |
61 |
20 |
|
101 |
24 |
7 |
35 |
с.п. Угут |
313 |
186 |
21 |
40 |
11 |
|
21 |
7 |
16 |
11 |
с.п. Локосово |
192 |
117 |
12 |
30 |
8 |
|
|
|
11 |
14 |
с.п.Ульт-Ягун |
208 |
99 |
15 |
29 |
7 |
|
26 |
4 |
9 |
19 |
с.п. Русскинская |
240 |
129 |
28 |
17 |
4 |
|
27 |
4 |
14 |
17 |
с.п. Сытомино |
195 |
133 |
15 |
23 |
8 |
|
|
1 |
5 |
10 |
с.п. Лямина |
83 |
55 |
3 |
13 |
3 |
|
2 |
|
2 |
5 |
с.п. Тундрино |
73 |
48 |
3 |
11 |
2 |
|
|
|
6 |
3 |
Всего |
7140 |
3007 |
821 |
1130 |
299 |
4 |
932 |
159 |
295 |
493 |
8.2.Адресная
социальная помощь
В 2006 году во исполнение Закона от 08.01.2003 №8-оз ХМАО -Югры «Об
адресной социальной помощи» на оказание адресной социальной помощи
израсходовано из средств окружного бюджета 17 839 200 руб., из
них:
- сумма социального пособия составила 9 258 300 руб. (в среднем на
одного получателя 9998 руб. в год или
833 руб. в месяц).
Малоимущим гражданам Сургутского района по их
заявлению назначается социальное пособие. Благополучным семьям социальное
пособие выплачивается денежном выражении.
Семьям социального риска (65 получателей) оказана
помощь в натуральном виде, социальное пособие в сумме 427 тысяч рублей (4.6%
общего числа назначенных социальных пособий) перечислено через магазин, где
данные семьи приобрели продукты питания, одежду и другие необходимые товары.
- на единовременную материальную помощь израсходовано
8 580 900 руб. ( в среднем на одного получателя 13751 руб. в год).
Гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
оказывается единовременная материальная помощь на основании решений постоянно
действующей комиссии при Управлении, если заявленная сумма не превышает 10
тыс.руб.
В 2006
году по решению комиссии при Управлении единовременная материальная помощь
оказана:
Обстоятельства трудной жизненной ситуации |
Количество получателей |
Сумма в тыс.руб. |
Средний размер на одного получателя в тыс.руб. |
Пожар |
2 |
20 |
10 |
Смерть близких родственников |
1 |
10 |
10 |
Оплата расходов на лечение |
30 |
258,8 |
8,6 |
Приобретение бытовой техники |
96 |
870 |
9,1 |
Погашение задолженности по оплате ЖКУ |
65 |
609,2 |
9,4 |
Оплата обучения |
2 |
20 |
5 |
Ремонт жилья |
24 |
238 |
9,9 |
Приобретение одежды, обуви |
161 |
1447 |
9 |
Другие причины |
91 |
743,5 |
8,2 |
Всего |
472 |
4216,5 |
8,3 |
Единовременная материальная помощь на сумму от 10 до 36 тысяч рублей
оказывается на основании решения комиссии при Департаменте труда и социальной
защиты населения Ханты -Мансийского автономного округа -Югры.
В 2006 году по решению комиссии при Департаменте труда
и социальной защиты населения Ханты -Мансийского автономного округа -Югры
единовременная материальная помощь оказана:
Обстоятельства
трудной жизненной ситуации |
Количество получателей |
Сумма (в тыс. руб) |
Средний размер на одного получателя
(в тыс. руб.)
|
Пожар |
63 |
2268 |
36 |
Оплата расходов на лечение |
5 |
146 |
29,2 |
Приобретение бытовой техники |
13 |
231 |
17,8 |
Погашение задолженности по оплате ЖКУ |
25 |
675 |
27 |
Оплата обучения |
2 |
41 |
20,5 |
Ремонт жилья |
11 |
266 |
24,2 |
Приобретение одежды, обуви |
22 |
451 |
20,5 |
Другие причины |
11 |
286,4 |
26 |
Всего |
152 |
4364,4 |
28,9 |
По сравнению с 2005 годов в
2006 году наблюдается тенденция уменьшения обращений малоимущих семей, имеющих
в своем составе пенсионеров по старости, взрослых инвалидов. Это связано с увеличением денежных выплат данной категории граждан
- «монетизацией» льгот, а так же ростом доходов населения.
Увеличивается количество семей относящихся к другим
категориям: неполные семьи, многодетные семьи.
Основными причинами малообеспеченности
граждан по - прежнему остается низкий уровень заработной платы и безработица в сельской местности.
Наибольшее количество получателей адресной социальной
помощи по отношению к общей численности населения в муниципальных образованиях
Сургутского района Тудрино, Сытомино, Локосово, Русскинская, Угут.
Количество получателей адресной социальной помощи
в разрезе
муниципальных образований Сургутского района:
Наименование поселения |
Социальное
пособие |
Единовременная
материальная помощь |
Всего |
Численность населения
поселений (без вахтовиков) |
%
получателей АСП от
численности населения |
г.п. Лянтор |
146 |
83 |
229 |
36,3 |
0,63 |
г.п. Федоровский |
113 |
74 |
187 |
18,7 |
1,00 |
г.п. Белый Яр |
176 |
107 |
283 |
14,2 |
1,99 |
г.п. Барсово |
20 |
21 |
41 |
5,5 |
0,74 |
с.п. Солнечный |
79 |
72 |
151 |
11,741 |
1,29 |
с.п. Нижнесортымский |
17 |
15 |
32 |
9,249 |
0,35 |
с.п. Угут |
62 |
53 |
115 |
3,019 |
3,80 |
с.п. Локосово |
72 |
66 |
138 |
2,347 |
5,88 |
с.п.Ульт-Ягун |
37 |
31 |
68 |
2,378 |
2,86 |
с.п. Русскинская |
54 |
25 |
79 |
1,63 |
4,85 |
с.п. Сытомино |
88 |
41 |
129 |
1,521 |
8,48 |
с.п. Лямина |
25 |
11 |
36 |
1,026 |
3,51 |
с.п. Тундрино |
37 |
25 |
62 |
0,571 |
10,86 |
В с е г о |
926 |
624 |
1550 |
108,182 |
1,43 |
В Сургутском районе проживает 2163 инвалидов, (из них
352 дети-инвалиды). В 2006 году
техническими средствами реабилитации обеспечены 55 человек (в т.ч. 9
детей-инвалидов), выдано 107
единиц.
Проведен анализ состояния социально адаптированной
инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения по обеспечению им доступа к объектам
административного, лечебно-профилактического, культурного назначения - в
населенных пунктах района имеется 28 объектов оборудованных пандусами.
Подготовлены предложения в проект окружной программы
по формированию безбарьерной среды для
граждан с ограниченными физическими возможностями на 2007 год. В Сургутском
районе необходимо установить пандусы и перила к ним на 8
объектах социальной инфраструктуры.
В настоящее время разрабатывается программа
паспортизации семей, имеющих в своем составе ивалидов.
В Сургутском районе проживает 821 многодетная семья,
воспитывается 2671 ребенок (средний показатель детей в семье 3,2).
Проведен анализ социально-экономического и демографического положения
многодетных семей через паспортизацию, на основании которой, в частности,
направлена информация в адрес Департамента инвестиций, науки и технологий
автономного округа в целях разработки законопроекта о включении многодетных
семей в категорию граждан – участников подпрограммы «Ипотечное жилищное
кредитование».
На оздоровление и отдых социально незащищенных детей
Сургутского района Департаментом труда и социальной защиты населения ХМАО -Югры
на 2006 год выделено 137 путевок, из них 103 путевки для детей,
находящихся в УСО «Апрель», 34 - для
детей других льготных категорий.
Целью социальной работы на селе является осуществление мер по улучшению положения малообеспеченных и
социально уязвимых категорий и групп граждан, уточнение степени их социальной защищенности на основе адресного
подхода к решению имеющихся проблем и в конечном итоге – повышение уровня жизни
и социального самочувствия.
Специфика социальной работы на селе усложнена многими
факторами:
- сельский житель отличается определенным
консерватизмом, основательностью, непритязательностью в быту, приверженностью
традициям;
- проблемами, порождаемыми условиями сельской жизни
(труд, быт);
-особенностями сельской социальной среды, которой
присущи открытость жизни каждой семьи, тесные родственные и соседские связи,
близость к природе и т.д.
-удаленностью от административного центра, где
сконцентрированы службы, оказывающие различные виды услуг;
- сельские жители, проживающие на территории одного
сельского поселения, территориально удалены друг от друга. В свою
очередь их гораздо труднее обслуживать, учитывая бездорожье в период межсезонья
и транспортные проблемы;
- особенностями психологического характера;
- ограниченностью источников частной поддержки; в
сельской местности мало активно действующих общественных организаций социальной
направленности.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная
работа на селе организуется в условиях ограниченных ресурсов. Это одна из самых
сложных сфер, так как требует
использования специальных приемов управления социальной ситуацией развития
личности.
8.3.Социальное обслуживание населения
На территории Сургутского района социальные обслуживание населения
осуществляют два учреждения:
- Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Комплексный центр
социального обслуживания населения «Содействие»;
- Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Апрель».
В 2006 году им присвоен статус государственных
учреждений.
Полномочия и бюджетные обязательства по социальному
обслуживанию, переданные на уровень субъектов Российской Федерации, а также
новый механизм социальной помощи, требуют изменения организации социального
обслуживания населения, приведения структуры учреждений социального
обслуживания в соответствии с принятым Национальным стандартом Российской
Федерации «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений
социального обслуживания».
Учреждение социального обслуживания
ХМАО - Югры
«Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Апрель»
Семья, как наиболее благоприятная для ребенка среда, нуждается
целенаправленной и систематической поддержке со стороны государства. Статистические
данные территорий, в которых
функционирует учреждение, свидетельствует о том, что из года в год все больше
граждан обращается за помощью к специалистам этого учреждения.
Повышение качества предоставления
социальных услуг населению, находящихся на обслуживании Центра, осуществлялось
по нескольким направлениям:
1.Изменения кадрового состава
учреждения. На сегодняшний день в
учреждении работают:
- специалисты с высшим образованием – 73
человека;
- специалисты со средним специальным образованием – 53
человека;
- работники со средним образованием – 37 человек;
- специалисты с высшей квалификационной категорией –
13 человек;
- специалисты с первой квалификационной категорией –
12 человек;
- специалисты со второй квалификационной категорией –
23 человека.
2. Помимо
этого, специалистами учреждения в течение года проводилась работа по
формированию и обновлению базы данных семей и детей, получающих социальные
услуги, оказываемые Центром. В настоящее времяв банке данных состоит:
- детей,
находящихся на обслуживании Центра – 24.
- семей,
находящихся на обслуживании Центра – 62.
- кандидатов
в воспитатели семейной воспитательной группы – 4.
Был создан банк данных кандидатов в «гостевую семью».
На сегодняшний день в нем – 12 человек.
3. Внедрение инновационных форм социальной работы с
семьями и детьми:
·
Организация
совместной деятельности родителей и их детей через создание семейных клубов:
- клуб «Семья» (с.п. Нижнесортымский),
где осуществляют свою деятельность такие объединения как «Карапузики»
(дошкольники), «Солнышко» (дети-инвалиды), «Воскресная школа» (детский хор,
программа духовно-нравственного развития), «Мы-рядом» (ветераны, инвалиды).
Работает «Почта доверия» (выявление
населения, нуждающегося в социальной
поддержке). Проводятся регулярно мероприятия, в которых принимают участие семьи различных категорий.
- «Клуб многодетных семей» (г.п. Фёдоровский) создан
для повышения правовой грамотности многодетных семей, материальной поддержки
(социальные лавки), помощь в профориентации и трудоустройстве членов семьи.
·
Социальная
выездная бригада «Шанс».
Использование данной технологии дает возможность предоставлять юридические,
экономические и другие услуги, тем самым, решая проблему
информированности семей отдаленных районов, оказания им социальной помощи.
Положительным моментом такой формы работы является индивидуальный подход к
каждой семье, что дает возможность оказания экстренной помощи.
·
Социальный
патронаж семей как форма
плотного взаимодействия с семьей, находящейся в зоне повышенного внимания. За
прошедший год, благодаря уже сформированной системе работы с семьями, удалось снизить количество семей, состоящих
на патронажном учете на 49%. В 2005 году сняты с патронажного учета 30 семей, а
в 2006 – 117. Анализ показывает, что 80% (95 семей) сняты с учета по причине
улучшения обстановки в семье. Пролечено родителей от алкогольной зависимости
- 13 человек. Специалистами по
социальной работе составлено 404 паспорта многодетных семей.
·
Устройство
детей в семьи граждан - «семейная воспитательная группа» и «гостевая» семья. В
2005 году было создано 2 семейные воспитательные группы, в 2006 году – 5.
·
«Гостевая»
семья открыта
с сентября 2006 года и пользуется большим спросом среди граждан. В настоящее
время продолжается работа по формированию банка данных Кандидатов в «гостевую»
семью. За время существования данного направления работы посетили семьи 10
воспитанников Центра. Многие семьи становятся значимыми в дальнейшей судьбе
детей. Они позволяют детям приобретать положительный опыт .
4. Обобщение опыта
практической работы специалистов:
организованы
семинары для специалистов по социальной
работе, социальных педагогов Сургутского района по следующим темам:
-
совещание-семинар
«Новые подходы к организации работы по профилактике семейного неблагополучия»;
-
«Социальный
патронат как форма социализации семьи социального риска»;
-
семинар-практикум
«Суицид и его предотвращение».
5. Социально-реабилитационная
деятельность несовершеннолетних
Количество воспитанников, прошедших реабилитацию в
учреждении в 2006 году: 184 человека (из них в отделении дневного
пребывания – 60 ч, отделении социальной реабилитации - 124 ч.):
- оформлено под опеку – 2;
-
оформлено в
семейную воспитательную группу – 7;
-
оформлено в
приемную семью – 2;
оформлено на усыновление – 1.
На протяжении
года специалистами было оказано
содействие в оформлении и восстановлении документов воспитанников Центра. В
результате оформлено 436 документов.
Права и
законные интересы 65 несовершеннолетних защищались и представлялись в судах
всех уровней, в органах дознания и следствия.
6. Содействие в организации
оздоровления и летнего отдыха детей.
В период летних каникул 2006 года воспитанники
выезжали в детские оздоровительные и трудовые лагеря «Игнатовский» (Ивановская
обл., 10 воспитанников), «Радуга» (Тюменская обл., 22 воспитанника), «Долина
грез», (г.п. Федоровский военно-спортивная смена - 2 воспитанника;
туристическая смена - 1 воспитанник), «Спутник» (Тюменской обл., 13
воспитанников), «Робинзон» (ф/х «Чалтымово» 7 воспитанников), «Ручеек» (Волгоградская
обл. 22 воспитанника), санаторий для детей с бронхо -легочной патологией (г.
Ханты - Мансийск 6 воспитанников).
Всего за летний период прошли оздоровление и отдых
83 воспитанника Центра.
В течение работы центра наблюдается тенденция к снижению
заболеваемости среди воспитанников (54% заболевших в 2006 году, 78% заболевших
в 2005 году), что является результатом
целенаправленной профилактической работы медицинской службы учреждения.
7. Содействие
в социальной реабилитации семьям, находящимся в социально опасном положении,
семьям группы риска
Во время работы с семьями на территории Сургутского
района в 2006 году сотрудниками учреждения было предоставлено
11062 социальные услуги:
9. Создавая
условия для профилактики безнадзорности и беспризорности, реабилитации несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации Центр в 2006 году активно сотрудничал
с другими государственными учреждениями. При дальнейшем устройстве
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей учреждение активно
взаимодействует с Управлением опеки и
попечительства Администрации Сургутского района. Проводились совместные
мероприятия с ОДН УВД, УВД, ГИБДД Сургутского района по профилактике
правонарушений и преступлений, постановке на учет в связи с нарушением
внутреннего распорядка, оформление заявлений на розыск.
Анализ деятельности социально-реабилитационного центра
показал, что в соответствии с Уставом, учреждение в полной мере выполняет свои
функции, но они ограничены задачами, которые должны решаться на уровне
муниципального образования. Работа направлена на решение вопросов профилактики
безнадзорности несовершеннолетних, социального сиротства.
В настоящее время оформлено предложение в Департамент труда и социальной защиты населения автономного округа о перепрофилировании социально-реабилитационного центра в Центр помощи семье и детям, открытие которого, на наш взгляд, позволит расширить реабилитационное пространство, направленное на преодоление семейного неблагополучия. Деятельность учреждения будет направлена на социальное обслуживание семей и детей.
Каждое отделение
в нем будет отличаться
характером профессиональных задач:
- Организационно-методическое отделение позволит осуществлять социальный мониторинг на
территории, обслуживаемой Центром. Деятельность отделения планируется направить на повышение качества социального обслуживания
населения через внедрение перспективных социальных
технологий, развитие
инновационных форм, методов обслуживания. Разработка и распространение
методических и информационных материалов посредством проведения систематического анализа и обобщение
накопленного опыта работы
специалистов.
- Отделение профилактики семейного
неблагополучия и профилактики безнадзорности несовершеннолетних планирует
вести работу с семьями с
несовершеннолетними детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, находящихся
в социально-опасном положении.
В рамках деятельности отделения предполагается работа
участковых социальных служб, деятельность которых будет осуществляться по следующим направлениям: изучение
инфраструктуры участка, паспортизация семей, проживающих на его территории;
выявление семей, нуждающихся в социальной поддержке; установление
взаимодействия с администрацией
муниципального образования, на территории которого находится населенный пункт, а также с
предприятиями организациями и
учреждениями, функционирующими на территории участка. Организация работы участковых
служб будет способствовать укреплению социальной стабильности в каждом населенном
пункте.
- Отделение психолого-педагогической помощи позволит вести патронаж семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия. Планируется оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.
- Отделение
реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и
умственными возможностями позволит оказывать социально-психологическую,
социально-педагогическую,
социально-медицинскую, социально-бытовую, социально-трудовую реабилитацию несовершеннолетним со всех
территорий Сургутского района, в условиях стационара (путевочный
вариант). С целью содействия
социально-психологической адаптации семей, имеющих детей-инвалидов
предполагается создание консультативной службы. Организация заездов «Мать и
дитя» необходима для обучения так же и родителей особенностям воспитания и методикам
реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными
возможностями.
- Стационарное отделение позволит оптимально обеспечить жизнедеятельность несовершеннолетних, с включением их в различные виды деятельности в центре и за его пределами с учетом возрастных особенностей, поэтапно реализовывать программы социальной реабилитации. Специалиста предполагают вести работу над восстановлением нарушенных связей несовершеннолетних со школой и развитием навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности. Помимо этого, важными направлениями деятельности данного отделения будут являться: восстановление утраченных контактов несовершеннолетнего с семьей, внутри семьи; оказание содействия подросткам в получении работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении профессии; социальный патронаж семей, в которых проживают опекаемые дети, до достижения ими совершеннолетия.
- Кризисное отделение для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию позволит проводить мероприятия по адаптации граждан к новым условиям проживания, оказывать социальную помощь, проводить мероприятия по восстановлению личностного и социального статуса, обеспечивать доступность оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия», для граждан независимо от их социального статуса.
В рамках деятельности отделения предполагается оказание помощи клиентам в случаях дезадаптации и социально-психологического неблагополучия (конфликты в семье и на работе, период развода, одиночество, насилие, потеря близкого человека и т.п.).
Создание на территории муниципального образования
Центра социальной помощи семье и детям позволит обеспечить гибкость управления социальными
процессами в отношении семьи и детей, внедрению и развитию новых социальных
технологий.
Основу многопрофильной и
многофункциональной системы социального обслуживания населения района
составляют три филиала учреждения. Они являются своего рода
мини-центрами, которые предлагают комплекс социальных услуг всем категориям населения непосредственно по
месту жительства. Филиалы сформированы по территориальному принципу и
функционируют на основании Положения о филиале.
Филиал № 1 (центр – городское поселение Белый Яр) объединяет работу специалистов городского
поселения Белый Яр, городского поселения Барсово, сельского поселения
Солнечный, сельского поселения Высокий мыс.
Филиал № 2 (центр – городское
поселение Федоровский) объединяет
работу специалистов городского поселения Федоровский, сельского поселения
Рускинская. Сельского поселения Локосово, сельского поселения Ульт-Ягун.
Филиал № 3 ( центр - город Лянтор) объединяет работу специалистов
города Лянтор, сельского поселения Нижнесортымский, сельского поселения
Сытомино, сельского поселения Лямина).
Для обеспечения полноценного и
равномерного социального развития всех
территорий района в состав каждого из филиалов входят :
- административно-хозяйственный
аппарат;
- отделение социального
обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
- отделение пребывания детей;
- отделение социально-бытовых
услуг;
- специалисты участковой социальной
службы.
Кроме того, в составе учреждения функционируют:
- организационно- методическое
отделение;
- отделение социальной помощи;
- два отделения временного
проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- отделение « Мобильная социальная бригада».
Штатная
численность учреждения на 2007 год – 242,5 единицы.
Из
общей численности:
– руководители -
37 единиц;
- специалисты - 127.5 единиц; 60% из них – специалисты
по социальной работе и социальные работники;
- обслуживающий персонал - 78 единиц.
90%
от общей численности работающих - составляют
женщины.
Средний
возраст работников – 36 лет.
Образовательный
уровень руководителей и специалистов составляет:
- имеют высшее образование – 37%;
- имеют среднее профессиональное образование – 36%.
Процент
специалистов, имеющих профильное образование (педагогическое, медицинское,
социальное, юридическое) – 56,7%.
Обучаются
в высших и средних учебных заведениях 19
человек.
Стаж
работы в учреждении свыше одного года
имеют 73,3 % работников, из них, проработавших более пяти лет – 28%.
За
2006 год укомплектованность кадрами в
среднем составила 90%.
Сменяемость
кадров – 34,5%; текучесть кадров – 20,1%.
По итогам 2006 года потенциальными потребителями
социальных услуг, оказываемых Центром, является 27%
населения Сургутского района.
Сравнительная статистика :
Годы |
Число
обслуживаемых |
Количество
услуг |
Социальное обслуживание на дому |
Срочное социальное обслуживание |
Дневное отделение |
Количество услуг на
человека |
2005 |
28638 |
257462 |
186 |
23468 |
4984 |
9 |
2006 |
31119 |
257631 |
205 |
23512 |
7402 |
9 |
динамика |
+2481 |
+169 |
+19 |
+44 |
+2418 |
- |
Комплекс оказываемых социальных услуг включает социальное обслуживание
на дому и срочное социальное обслуживание, социально-реабилитационные и
оздоровительные услуги, консультативную, правовую помощь, социально-бытовые
услуги, услуги социальных лавок, социальной бани. В отделении временного
пребывания пожилых граждан и инвалидов оказывается квалифицированный уход
одиноким пожилым людям до их дальнейшего устройства
в интернатные учреждения.
Количественное соотношение граждан, обратившихся за оказанием
социальных услуг в 2006 году
Процентное соотношение граждан, обратившихся за
оказанием социальных услуг в 2006 году
Большое внимание уделяется социальной реабилитации
граждан пожилого возраста, которая осуществляется отделениями дневного
пребывания по следующим направлениям:
- создание возможностей для реализации творческого
потенциала в пожилом возрасте через досуговые мероприятия (организовано 9
клубов по интересам);
- развитие и сохранение традиционных народных ремесел
и промыслов (организовано 13 кружков);
- организация поздравлений к юбилейным датам, дням
рождения, в том числе, с посещением на дому маломобильных пожилых людей.
Для инвалидов, лиц старшего поколения и детей специалистами Управления и работниками
учреждений подготовлены и проведены культурно-развлекательные и спортивные
мероприятия: фестиваль художественного творчества инвалидов «Я радость нахожу в
друзьях», «Семья года», фестиваль «Серебряная карусель», теплоходная поездка
для ветеранов ВОВ, «Урожай 2006», День памяти жертв политических репрессий,
День пожилого человека, День матери и День инвалидов, Проведены акции «Как
живешь ветеран», «Забота», «Милосердие». Инвалиды Сургутского района приняли
активное участие в районной и окружной спартакиадах.
Для расширения спектра социальных услуг гражданам
старшего поколения Комплексный центр использует возможности различных ведомств
и общественных организаций, обеспечивает межведомственную координацию с
районным Советом ветеранов, учреждениями культуры, образования,
здравоохранения, спортивно-оздоровительными
центрами, молодежными общественными организациями, администрациями
территорий.
По итогам работы за 9 месяцев проведен аудит количества оказанных услуг. Из 110 услуг,
согласно национальным стандартам
Российской Федерации, в учреждении предоставляются
72 услуги, рассчитанные на нестационарную и полустационарную форму
обслуживания. Кроме этого, оказываются еще 5 видов услуг социально-бытового и
социально-медицинского характера, непредусмотренных нестационарной формой
обслуживания, но оказываемых социальными работниками отделения социального
обслуживания на дому по просьбам клиентов.
Сравнительный анализ
оказания социальных услуг
( 2005 год – 2006 год)
Проведя анализ деятельности Центра, количество и
качество предоставляемых услуг и их востребованность населением, пришли к
выводу, что деятельность комплексных центров социального обслуживания,
дислоцирующихся в муниципальных районах, должна претерпеть серьезные изменения.
При построении новой модели Комплексного центра
социального обслуживания населения в Сургутском районе, главными определяющими
факторами были:
- обеспечение эффективного решения поставленных задач
в части социального обслуживания населения;
- учет специфики Сургутского района, имеющего в своих
границах 13 муниципальных образований, очень отличающихся друг от друга по количеству населения, уровню развития
сельского хозяйства и промышленности, развитию учреждений социальной сферы;
- улучшение
качества обслуживания населения через создание участковых социальных служб в населенных пунктах, находящихся на
значительном расстоянии друг от друга и от административного центра;
-
предоставление социальных услуг для населения отдаленных поселков
мобильной выездной социальной бригадой;
- обеспечение
адресности предоставления услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную
ситуацию:
·
оказание адресной
социальной помощи,
·
предоставление
условий для временного проживания, с предоставлением необходимых
социально-медицинских услуг,
·
обеспечение
надомного обслуживания;
- развитие и внедрение новых форм социального обслуживания
с учетом их востребованности;
Основной упор при построении сельской модели
комплексного центра был в первую очередь сделан на создание участковых
социальных служб в каждом населенном пункте с привязкой их территориально к
филиалу, которых вместо 13, будет 3.
Участковые социальные службы сформированы
в группы и привязаны функционально к трем филиалам. В свою очередь филиал, осуществляющий деятельность в
4-5 населенных пунктах, будет заинтересован в гармоничном предоставлении услуг
во всех подведомственных территориях, что даст возможность организовать работу узких специалистов
функциональных отделений на выезде в
пределах филиала.
Участковая социальная работа должна таким образом быть
приближена к месту жизнедеятельности конкретного человека. В перечень
обязанностей участкового специалиста по социальной работе должен войти социальный мониторинг, анализ
социальных процессов на территории сельского поселения, выявление граждан,
нуждающихся в поддержке.
Участковый социальный работник – базовое
звено, краеугольный камень нашей работы, он так же необходим, как участковый
врач или участковый милиционер. Это один из трех китов, на которых держится
работа с сельским населением. Любую проблему в обществе легче предупредить, чем
потом с ней бороться, а мы и есть та система, с которой должна начинаться
профилактика социальных проблем.
Мы должны внедрить новый стиль работы, когда специалист участковой
социальной службы сам постучится к односельчанам с вопросом: «Чем вам помочь?»,
а не будет в кабинете ждать прихода клиента. Эта задача далеко не из простых,
но именно участковый будет принимать решение, кто в первую очередь нуждается в
поддержке. На селе все друг друга знают и от этого уровень ответственности за
оказанную помощь возрастает кратно.
Уникальность такой формы работы состоит в том, что
специалист по социальной работе осуществляет свою деятельность непосредственно
на территориальном уровне клиента.
В
каждой деревне есть семьи, нуждающиеся в особом присмотре: многодетные,
неполные, есть семьи с асоциальным поведением, где родители пьют запоем. Есть
совершенно одинокие пожилые, инвалиды, которых с родного места не отправишь в
учреждение. Участковый должен периодически посещать такие дома. Наладить
контакт, оказать реальную помощь нуждающемуся – его главная задача.
Кроме того, специалист по социальной работе выступит в
роли координатора реализации социальных программ, будет взаимодействовать с
организациями и учреждениями других ведомств, базирующихся на территории
сельского поселения. Приближение сферы
социального обслуживания к населению
путем организации работы участковых служб будет способствовать укреплению
социальной стабильности в конкретном населенном пункте.
Оптимизация
структуры с 2007 года УСО «Комплексный
центр социального обслуживания населения «Содействие» позволит:
- создать два новых отделения в пределах штатной
численности, утвержденной на 2007 год:
- мобильную выездную бригаду, которая
обеспечит оперативное оказание социально-бытовых, социально-психологических,
социально-юридических, консультативных и
иных видов услуг в отдаленных населенных пунктах района; - отделение
милосердия.
- сократить административно-управленческий аппарат: - уменьшение количества филиалов с 13 до 3 приведет к
сокращению количества заведующих на 10 человек;
- улучшить управляемость структурными подразделениями
учреждения: значительно повышается
оперативность при осуществлении руководства 3-мя филиалами.
- расширить перечень и качество предоставляемых услуг
населению;
- создать функциональные отделения, деятельность
которых будет осуществляться на территории всего филиала: Открытие функциональных отделений по всем направлениям
в каждом филиале, обеспечение специалистами в зависимости от количества
обслуживаемого населения, обеспечит равные возможности для предоставления
социальных услуг на всей территории района.
- создать участковые социальные службы в каждом поселении.
Предлагаемая модель УСО «Комплексный центр социального
обслуживания населения «Содействие» приведет к повышению результативности
бюджетных расходов, обеспечит последовательное повышение уровня и качества
жизни населения, обеспечит доступность социальных услуг для населения района, в
том числе проживающего в небольших и удаленных от центра населенных пунктах.
Максимальное приближение сферы социального обслуживания к населению будет
способствовать уникальной возможности развития инновационных форм социального
обслуживания населения на микроуровне конкретного населенного пункта с учетом его
инфраструктуры и потребности жителей.
Новая модель учреждения социального обслуживания,
осуществляющего свою деятельность в районе, будет создана для обеспечения
реализации главных направлений, целей, задач и показателей деятельности
учреждений социального обслуживания, которые определены в Докладе о результатах
и основных направлениях деятельности Департамента труда и социальной защиты
населения Ханты Мансийского автономного округа - Югры на 2007-2009 годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сургутский район в автономном округе – динамично
развивающаяся территория. Рост объемов промышленного производства существенно
влияет на качество жизни населения, выражающегося в росте заработной платы,
среднедушевых доходов населения, доходов пенсионеров.
На протяжении последних лет в демографическом плане
наблюдается естественный прирост населения, смертность значительно ниже
рождаемости. Анализ демографических показателей подтверждает тот факт, что
уровень старения населения невысок, но имеет тенденцию к возрастанию. Доля лиц
старшего поколения выше в сельских поселениях, чем в городских.
Система учреждений образования, здравоохранения,
культуры, спорта охватывает практически все населенные пункты Сургутского
района и отличается высокой материально-технической базой.
Особая забота и поддержка направлена на малочисленные
народы Севера, как одну из самых уязвимых групп населения.
В Сургутском районе сформирована система социального
обслуживания населения, которая в настоящее время находится в стадии
преобразования с учетом интересов населения.
Социально-реабилитационный центр реформируется в Центр социальной помощи семье и детям, что
позволит значительно расширить спектр услуг и более эффективно работать по
проблеме социального неблагополучия семьи, развить систему оказания
реабилитационной помощи детям-инвалидам совместно с одним из родителей.
Одним из основных направлений деятельности комплексного
центра является социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.
Начато внедрение новых социальных технологий в работе с данной категорией –
мобильная выездная социальная бригада; социальное такси; участковый метод социальной
работы; приемная семья и т.д.
Продолжается работа по профессиональной подготовке социальных работников; информированности населения о работе социальных учреждений; обмен опытом работы со специалистами, работающими в муниципальных районах автономного округа.