Социальные работники России:

профессиональное служение на благо Отечества”
 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Второго Всероссийского съезда

социальных работников и социальных педагогов
 

 
 

Мы – социальные работники и социальные педагоги, делегаты из 81 субъекта  Российской Федерации – собрались в Москве в знаменательное для нашего многотысячного сообщества время – в год 15-летия официального введения нового вида профессиональной деятельности – “социальной работы” и “социальной педагогики”.
 

Все эти годы социальные работники и социальные педагоги отдавали и отдают свои профессиональные знания, опыт, творческий потенциал на благо Отечества, на благо тех, кто нуждается в особой поддержке, социальных услугах, заботе и внимании со стороны государства.
 

Второй Всероссийский съезд организован по инициативе Союза социальных педагогов и социальных работников России (ССОПиР) и при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Правительства Москвы, Правительства Московской области, Общественной палаты РФ, Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы при Министерстве образования и науки РФ.
 

Цель нашего общественного форума – подвести итоги сделанного, наметить новые рубежи совершенствования социальной работы, которая оказывает большое стимулирующее влияние на развитие социальной сферы, а также  четко определить роль и огромный  вклад социальных работников и социальных работников страны  в решение актуальных проблем современного российского общества – повышение благосостояния россиян, борьбы с бедностью и социальными пороками общества.
 

Мы констатируем преемственность идей первого Общероссийского съезда социальных работников “Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность”, состоявшегося в 2002 году в городе Саратове.
 

Мы поддерживаем основные стратегические приоритеты социальной политики и меры, нацеленные на рост благосостояния населения, устранение проблем в области демографии, образования и здравоохранения, обеспечения населения доступными и качественными социальными услугами, которые проводят Президент Российской Федерации В.В. Путин,  Правительство Российской Федерации.
 

Масштаб предстоящей работы очерчен в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и национальных проектах.
 

Мы считаем, что в связи с разграничением полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию на федеральном и региональном уровнях, со стороны органов государственной власти на всех уровнях власти проявлены понимание и слаженность действий, а со стороны органов социальной защиты населения – способность перестраивать свою деятельность в целях достижения социально значимого результата.
 

Мы отмечаем важность проводимой работы по совершенствованию законодательства в области социальной защиты и социального обслуживания населения, в сфере реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации социальных прав и свобод граждан, а также дальнейшего совершенствования на правовой основе профессиональной деятельности социальных работников и социальных педагогов.
 

Мы видим существующие в социальной сфере проблемы, озабочены имеющимися в нем негативными процессами: медленными темпами снижения бедности среди значительной части россиян, нерешенностью жилищного вопроса, ростом бездуховности среди детей и молодежи, увеличением числа неблагополучных семей и социального сиротства, снижением здоровья населения и продолжительности жизни, ростом числа злоупотребляющих алкоголем, увеличением числа ВИЧ-инфицированных, заболевших туберкулезом, распространением наркомании и многими другими проблемами.
 

В целом преобразования в социальной сфере сдерживаются вследствие недостаточной ресурсной обеспеченности, а направленность и масштабы национальных проектов, федеральных целевых программ, международных проектов социального профиля пока не в полной мере соответствуют перечню и остроте отмеченных проблем.
 

Озабоченность вызывает и существенное различие бюджетов в разрезе субъектов Российской Федерации, направляемых на развитие социальной сферы, что отражается в первую очередь на состоянии системы социального обслуживания, вызывает рост неудовлетворенной потребности уязвимых групп населения в социальных услугах. С введением 131 закона была нарушена система социальной защиты в стране, ее согласованность и взаимодействие на муниципальном и региональном уровнях.

 

Трудности и проблемы имеются и в профессиональной деятельности социальных работников и социальных педагогов.
 

Расчетные нормативы нагрузки на одного специалиста по социальной работе (15 тыс. населения в городской местности, 10 тыс. населения в сельской местности), на одного социального работника (по 10 обслуживаемых в городах, по 4-6 обслуживаемых в сельской местности) во многих случаях не позволяют обеспечить необходимое качество предоставляемых услуг.
 

Меры социальной поддержки социальных работников, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по составу и объему нередко ограниченны.
 

Работники социальных служб на правовом уровне слабо защищены от проявлений неуважения к их труду, от действий, препятствующих выполнению ими профессиональных обязанностей или унижающих их личное и профессиональное достоинство, а также действий, которые могут привести к угрозе причинения или причинению вреда их здоровью.
 

Перегрузка, непрестижность труда, низкий уровень заработной платы специалистов по социальной работе и социальных работников, психологов, среднего и младшего медицинского персонала государственных социальных служб порождают текучесть кадров, ухудшают взаимоотношения работников и обслуживаемых лиц.
 

“Профессиональное сгорание” социальных работников и социальных педагогов не компенсируется осуществляемыми от случая к случаю мерами по их собственной социальной реабилитации.
 

Существует дефицит знаний в области профессиональной деятельности у значительной части социальных работников, что отражается на культуре взаимодействия социальных работников и клиентов социальных служб, на качестве выполняемой работы. Этика социальной работы еще не заняла достойного места в правовом и психологическом пространстве профессий социального работника и социального педагога.
 

Принимая резолюцию, мы исходим из того, что наша повседневная деятельность способствует решению многих актуальных задач, в том числе:

– сокращению социальных последствий бедности, укреплению социальной стабильности общества;

– осуществлению эффективной защиты социально уязвимых слоев и групп населения, которые не обладают возможностями для самостоятельного выхода из сложных жизненных ситуаций;

– оказанию социальной и психолого-педагогической помощи населению, сохранению социального и психологического здоровья общества, поддержанию семейного благополучия, общественного согласия и партнерства поколений;

– обеспечению равной и всеобщей доступности для граждан и приемлемого для общества в целом качества услуг в области социального обслуживания;

– обучению и воспитанию личности, ориентированной на созидательную работу и активное взаимодействие в социальной сфере.
 

В дни работы съезда на пленарных заседаниях и тематических заседаниях круглого стола обсуждались актуальные вопросы социальной работы:

– роль социальной работы в реализации целей и задач современной государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения;

– значение социальной работы как фактора стабильного развития и социальной сплоченности общества;

–  пути повышения вклада социальных работников в реализацию национальных проектов в социальной сфере;

–  инновационные методы и технологии, направленные на повышение доступности и качества социальных услуг уязвимым группам населения;

– особенности социальной работы с сельским населением;

– роль социальных служб в устранении социальных последствий природных, техногенных катастроф и террористических актов, особенности социальной работы в экстремальной ситуации;

– способы повышения эффективности социальной работы и методы измерения ее результативности;

–  обеспечение социально-психологической поддержки и профилактика “профессионального сгорания” социальных работников и других специалистов, занятых социальным обслуживанием;

 – этика социального работника, статус и престиж профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов, проблемы профессионального совершенствования и роста молодых социальных работников и социальных педагогов;

– состояние и перспективы развития социальной педагогики в России.
 

Осознавая необходимость вновь привлечь внимание к практическим вопросам организации социальной работы, повысить ее социальную значимость и руководствуясь реальным подходом к современным социальным явлениям, мы рекомендуем:

– разработать и внести на рассмотрение в установленном порядке проекты нормативных документов федерального уровня, содержащих концепции развития социальной защиты населения, как одного из направлений государственной социальной политики, и развития социального обслуживания населения, как самостоятельной отрасли социальной сферы, с учетом происходящих изменений структуры народонаселения и возрастающей общественной потребности в социальных услугах;

– завершить в короткие сроки разработку и реализацию мероприятий по обновлению нормативно-правовых актов  в области социальной поддержки и социального обслуживания населения;

– разработать и осуществить комплекс мер, направленных на создание системы национальных стандартов в области социального обслуживания и их введение в действие в субъектах Российской Федерации, а также нормативов нагрузки на одного специалиста по социальной работе с учетом новых видов обслуживания населения;

– использовать проверенные временем программно-целевые методы для модернизации системы социального обслуживания, внедрения эффективных технологий работы в области социального обслуживания, решения задачи повышения доступности и качества социальных услуг;

- обратить особое внимание на развитие системы социальной защиты и социального обслуживания населения, проживающего в сельской местности;

–  поддержать на федеральном уровне опыт проведения межрегиональных и всероссийских совещаний, семинаров-совещаний, научно-практических конференций по проблемам социальной защиты населения;

– перераспределить функции в сфере социальной защиты инвалидов в сторону расширения полномочий и прав субъектов Российской Федерации, с учетом накопленного опыта в данной области;

– ускорить введение отраслевой системы оплаты труда в области социальной защиты населения, учитывающей интересы работников социальных служб различных профессий в зависимости от объема работ, специализации социальных служб, от сложности, социальной значимости труда и квалификации работников;

– более настойчиво реализовывать меры, направленные на повышение статуса социального работника и социального педагога, по их защите от связанных с исполнением профессиональных обязанностей рисков;

–  активизировать работу по обеспечению высокого уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социальных служб и социальных педагогов, в том числе и специалистов, работающих на селе;

– продолжить практику проведения на региональном и федеральном уровне конкурсов профессионального мастерства работников социальных служб;

– использовать в качестве одного из вариантов повышения престижа профессий социального работника и социального педагога в обществе, защиты прав работников социальных служб, предоставляемые законодательством возможности, решать их за счет местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также  региональных профессиональных объединений;

– усилить работу по внедрению в профессиональной среде социальных работников Кодекса этики социального работника и социального педагога.
 

Мы обращаемся к исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям социальных работников и социальных педагогов, другим структурам гражданского общества и социально ответственного бизнеса в соответствии с их полномочиями и ресурсными возможностями внести посильный вклад в осуществление этих рекомендаций.

 

Подводя итоги Второго Всероссийского съезда, мы отмечаем конструктивный характер состоявшегося обмена мнениями, открытость и практическую направленность дискуссий на заседаниях круглых столов, считаем целесообразным съезды социальных работников и социальных педагогов проводить не реже 1 раза в 4 года.
 

Благодарим за большой вклад в работу съезда зарубежных гостей – представителей Совета Европы, Международной Федерации социальных работников и национальных ассоциаций социальных работников Украины, Белоруссии, Кыргызстана, Великобритании, Швеции и Кореи.
 

Отмечая тот факт, что профессиональные ассоциации социальных работников успешно действуют в 79 странах мира, мы подтверждаем свою приверженность принципам и ценностям социальной работы, открытость для обмена опытом.
 

С учетом этого мы поручаем Правлению Союза социальных педагогов и социальных работников России (ССОПиР) продолжить усилия по развитию сотрудничества с международными и действующими в зарубежных странах профессиональными ассоциациями социальных работников.
 

Мы будем настойчиво работать в направлении повышения статуса неправительственных профессиональных объединений в России. В этом контексте отмечаем значимость издаваемых неправительственными организациями средств массовой информации, в том числе научно-популярного журнала “Социальная работа”.
 

Выражаем признательность Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Правительству Москвы и Правительству Московской области, всем организациям и физическим лицам, поддержавшим инициативу проведения Второго Всероссийского съезда социальных работников и социальных педагогов и оказавшим Организационному комитету съезда всестороннюю поддержку.
 

Благодарим также членов Правления Союза социальных педагогов и социальных работников России (ССОПиР), Организационного комитета съезда и активистов ССОПиР за личный вклад в подготовку и проведение съезда.

 

За прошедшие годы социальные работники и социальные педагоги России приобрели профессиональные знания и опыт, достаточные для того, чтобы выступать надежными проводниками государственной социальной политики, правильно оценивать социальную ситуацию, оказывать положительное влияние на социум, поддерживать конструктивное межведомственное взаимодействие.

 

Проявим умение сконцентрировать практическую деятельность вокруг интересов конкретного человека, имеющего те или иные проблемы, вовлечь его в процесс сотрудничества, установить и поддержать диалог между человеком, семьей, социальным окружением, структурами гражданского общества и государства.

 

Участники второго Всероссийского съезда выражают уверенность в том, что профессионализм, ответственность, инициатива и гуманность, присущие социальным работникам и социальным педагогам, позволят им выполнить поставленные задачи, всегда и во всем руководствуясь приоритетом прав и интересов людей ради благосостояния каждого человека, ради достойного настоящего и будущего Отечества.

 

 

29-30 ноября 2006 год,

город Москва