СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО… |
||
(Результаты анкетирования сельских Основные проблемы развития современного российского села заключаются в низких показателях уровня жизни (56 % ответов), слабой инфраструктуре и слабой базе сферы услуг (68 % ответов), а также в оттоке в города трудоспособного населения (32 % ответов). Таким образом, отмечены и демографические, и социально-экономические проблемы. Одновременно основные проблемы пожилых людей и инвалидов, проживающих в сельской местности, видятся в низком совокупном доходе (56 % ответов), одиночестве (40 % ответов), а также в удаленности от районного центра (28 % ответов). В основном выраженное по данному вопросу мнение было вполне ожидаемым, а проблемы пожилых сельских жителей тесно связаны с проблемами развития села и отчасти обусловлены ими. Все социальные работники посчитали, что социальные услуги, оказываемые пожилым людям и инвалидам, проживающим в сельской местности, могут существенно повлиять на их экономическое и социальное положение. Они обосновали свое мнение таким образом: социальные услуги способствуют повышению уровня жизни и улучшению социально-бытовых условий клиентов социальной службы, поддерживают и служат защите пожилых людей и инвалидов, создают клиентам морально-психологический комфорт. По вопросу о доступности для клиентов социальных услуг мнения разделились. Основная часть социальных работников считают, что услуги доступны клиентам пожилого возраста и инвалидам (76 % ответов). Доступность услуг они связали непосредственно с деятельностью социальных работников (услуги доступны “через социального работника”). В то же время 6 участников анкетирования ответили на этот вопрос отрицательно, поскольку, по их мнению, на селе слабо развита инфраструктура, объекты социальной сферы недоступны маломобильным группам населения, а клиенты слабо информированы о возможности получения социальных услуг.Возможно, в этих ответах отразилось широкое понимание социальных услуг, как услуг, предоставляемых всей социальной сферой, а не только учреждениями социального обслуживания. В Российской Федерации развитие социальных служб является нормой, установленной Конституцией Российской Федерации (часть вторая статьи 7). Результатом деятельности социальных служб является оказание услуг, которые в широком смысле можно именовать социальными услугами. Соответственно в число этих услуг могут входить услуги, осуществляемые различными службами, ориентированными в своей деятельности на достижение общественной пользы, в том числе медицинские, образовательные услуги, услуги в области социального обслуживания, культуры, спорта, туризма. Из этого следует, что поскольку понятие “социальные услуги”, применявшееся только в области социального обслуживания с 1995 года, в последнее время применяется в более широком значении. В связи с этим возможен переход к термину “услуги социального обслуживания”. На следующий вопрос – можно ли сегодня говорить о том, что клиенты социальных служб в сельской местности получают качественные социальные услуги? – распределение ответов было аналогичным. Большинство участников данной группы (19 человек) считают, что клиенты пожилого возраста и инвалиды получают качественные социальные услуги, о чем известно из их отзывов. В 24 % ответов, которые были отрицательными, указывалось на слабую подготовку социальных работников. Таким образом, участники анкетирования проявили самокритичность. Шестой вопрос о том, по каким критериям и показателям можно “измерить” доступность и качество социальных услуг, можно считать одним из трудных вопросов анкеты, поскольку он касается теоретических подходов и нормативно-правового регулирования в области социального обслуживания. Участники анкетирования связали доступность и качество социальных услуг, прежде всего, с их количеством (44 процента ответов), отсутствием жалоб со стороны клиентов (40 % ответов), а также с отзывами средств массовой информации (36 %). Действительно, это важные моменты, однако они могут рассматриваться лишь как часть более сложной системы измерения результативности социального обслуживания. Все социальные работники, входившие в состав фокус-группы, единодушно отметили, что положительным моментом работы по оказанию социальных услуг на селе по сравнению с той же деятельностью в городах являются более тесные личностные связи. В качестве отрицательных моментов, характеризующих такие различия, названы разница в уровне жизни (56 % ответов) и удаленность от районного центра (44 процента ответов). Очевидно, что более низкий уровень жизни пожилых людей на селе не позволяет развивать платные дополнительные социальные услуги, а удаленность клиентов от районного центра существенно затрудняет деятельность самих социальных работников. Как известно, с 1 января 2005 года в связи с передачей полномочий по социальному обслуживанию отдельных категорий населения на региональный уровень, большинство муниципальных учреждений социального обслуживания переданы в ведение исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Оценивая эти перемены, все 25 социальных работников вновь проявили единодушие, считая, что это событие имеет положительное значение. Отвечая на вопрос, почему они так думают, участники анкетирования указали на увеличение объемов и стабильность финансирования социальных учреждений в сельской местности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также на улучшение методической помощи сельским учреждениям социального обслуживания. По другим источникам, этот процесс в целом получил положительную оценку, поэтому ответы на данный вопрос социальных работников из Владимирской области можно оценить как объективные. Учитывая имеющиеся трудности в организации социального обслуживания на селе, при составлении анкеты вопрос о том, что делается в данном регионе в целях развития социального обслуживания сельских жителей, рассматривался как один из значимых. Участники анкетирования перечислили ряд моментов, характеризующих развитие социального обслуживания на селе. Это открытие специализированных учреждений социального обслуживания (64 процента ответов), расширение зоны обслуживания (44 процента ответов), а также создание новых многопрофильных центров социального обслуживания (32 процента ответов). Одновременно, отвечая на следующий вопрос анкеты, социальные работники предложили некоторые мероприятия, которые позволят реально повысить доступность и качество социальных услуг пожилым людям и инвалидам, проживающим в сельской местности. Особенно эффективным считается создание “ службы социального такси” (72 процента ответов), открытие специализированных отделений социального обслуживания (14 % ответов), улучшение материально-технической базы учреждений социального обслуживания (12 % ответов). Участники анкетирования достаточно точно охарактеризовали роль социального работника на селе: в большинстве ответов (72 процента) они посчитали социального работника связующим звеном между пожилым человеком или инвалидом и внешним миром. На вопрос о том, какие трудности сегодня испытывают социальные работники на селе, ответы распределились следующим образом: низкая заработная плата (80 % ответов), проблемы транспортного сообщения (28 % ответов). При составлении анкеты учитывалось, что улучшение положения социального работника на селе требует согласованных усилий на федеральном и региональном уровне, а также на уровне конкретного учреждения. На соответствующий вопрос анкеты были получены ответы, которые не в полной мере учитывали положения действующего законодательства. Все участники фокус-группы посчитали, что на федеральном уровне необходимо увеличение заработной платы социальным работникам, однако они не учли, что данный вопрос относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации необходимым признается решение вопроса о повышении статуса социальных работников (88 % ответов), хотя осталось не вполне понятным, какие моменты имеются в виду. Что касается конкретного учреждения, то участники анкетирования выделили такие меры, как повышение уровня профессиональной подготовки (56 % ответов), обеспечение специальным транспортом и специальной одеждой и обувью (44 процента ответов), тесный контакт с администрациями сельских поселений (18 % ответов). Вместе с тем, не принималось во внимание, что вопрос об обеспечении социальных работников специальной одеждой и специальной обувью решается нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации. Напомним, что в государственном секторе социального обслуживания занято около 535,5 тыс. человек, в том числе около 200 тыс. человек, замещающих должности социального работника, специалиста по социальной работе, то есть непосредственно оказывающих услуги по социальному обслуживанию. Одна треть из них работает в сельской местности. Деятельность названных специалистов по оказанию услуг связана с постоянными разъездами транспортом общего пользования. Меры социальной поддержки этих работников, установленные законодательством субъектов Российской Федерации, имеют существенные различия. При невысоком уровне оплаты труда данных работников, который к тому же существенно различается по субъектам Российской Федерации, необходимость оплачивать из собственных средств расходы по проезду в течение рабочего дня и нести расходы по износу одежды и обуви, особенно в сельской местности, негативно сказывается на качестве жизни указанных работников. В то же время вынужденная экономия на транспортных расходах, к которой прибегают работники, ведет к нерациональному использованию рабочего времени, увеличению затрат времени на обслуживание одного клиента, росту затрат бюджетных средств и невыгодно для социальных служб в целом. Путь разрешения сложившейся ситуации видится в восстановлении в федеральном законодательстве о социальном обслуживании существовавших до 2004 года положений о некоторых мерах социальной поддержки работников, непосредственно занятых оказанием услуг социального обслуживания, которые необходимы для осуществления их профессиональной деятельности. В дальнейшем эти нормы могли бы быть детализированы в законодательстве субъектов Российской Федерации. Как отмечалось выше, заключительная часть анкеты касалась вопроса об участии сельских социальных работников в мероприятиях международных проектов, использования зарубежного опыта в организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, пригодности зарубежного опыта социального обслуживания в условиях российского села. Только пятеро из 25 участников фокус-группы указали, что они ранее участвовали в каких-либо мероприятиях международных проектов. В то же время большинство социальных работников указывают, что они используют зарубежный опыт в своей работе (84 процента случаев). Поскольку вопрос о том, каким образом социальные работники получают информацию об этом опыте, в анкету не включен, можно лишь предполагать, что социальные работники получили соответствующую информацию из специализированных журналов, в ходе семинаров по повышению квалификации и в других подобных случаях. Отвечая на заключительный вопрос анкеты о применимости зарубежного опыта в своей практической работе, сельские социальные работники Владимирской области проявили единодушие и некоторую осторожность в своих оценках. Они указывают, что зарубежный опыт можно использовать в повседневной работе частично и лишь от случая к случаю. В частности, в качестве объяснения указываются различие в условиях жизни (40 % ответов), разный менталитет (12 % ответов). Интересные и многоплановые ответы содержатся в анкетах, заполненных социальными работниками из других субъектов Российской Федерации. Несмотря на определенное сходство, есть и существенные различия в ответах, которые нередко напрямую связаны с особенностями географического и социально-экономического положения региона. Например, социальные работники Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представили интересные, разнообразные по содержанию и продуманные ответы на вопросы анкеты. При этом многие проблемы в развитии села и социального обслуживания на селе они связывают с отдаленностью сельских поселений от центра автономного округа. В одной из анкет прямо сказано, что добраться до подопечных можно лишь по “зимнику”, а вертолет дорог. Как выход, многие социальные работники указывают, что в регионе развиваются мобильные социальные службы. Социальные работники из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры более сдержанно, чем их коллеги из Владимирской обрасти, оценили результаты передачи полномочий в области социального обслуживания на уровень субъекта Российской Федерации. Они указывают на удлинение сроков обработки обращений граждан, прямо связывают это с отдаленность сельских поселений. Несколько участников анкетирования указали, что в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре постоянно изучается мнение населения, принимаются срочные меры для увеличения перечня и качества предоставляемых социальных услуг. При этом спектр услуг для сельского населения, прежде всего, социально-бытовых, достаточно широк, социальное обслуживание предусматривает содействие в получении услуг швеи, портного, парикмахера, а также юриста и других специалистов. Особенно подчеркиваются усилия по информированию сельского населения о возможностях получения социальных услуг. Весьма образно охарактеризована роль социального работника на селе: это “быстрый помощник, отзывчивый человек, приятный слушатель”, “доверенное лицо”, а в одной из анкет сказано, что социальный работник – это “мать Тереза”. К сожалению, никто из участников опроса не охарактеризовал социального работника, как профессионала, “человека на своем месте”, который призван профессионально оказывать содействие пожилому человеку или инвалиду в предупреждении трудной жизненной ситуации или преодолении ее последствий. Социальные работники из Республики Северная Осетия-Алания дают весьма разнообразные ответы на вопросы анкеты, демонстрируя творческий подход к своей работе. Однако обработать, свести воедино такие ответы непросто. Социальным работникам в этом регионе приходится много ходить пешком, если нет какого-либо транспортного средства, например, велосипеда, испытывать большую физическую нагрузку, поскольку приходится оказывать помощь пожилым людям в обработке приусадебных участков. Несмотря на это, а также на невысокий уровень заработной платы, отсутствие бесплатных талонов на проезд общественным транспортом, социальные работники региона дорожат своим рабочим местом, стараются делать свою работу качественно. Человеческий фактор положительно влияет на доступность и качество оказываемых социальных услуг. Сравнивая различия в работе по оказанию услуг в городах и сельской местности, сельские социальные работники из Республики Северная Осетия-Алания говорят о том, что “удобств в городах значительно больше”, а на селе приходится к уборке дома прибавлять работу по уборке и очистке от снега двора подопечного, топить печи, доставлять воду. Все это делает социального работника незаменимым помощником в работе по дому, но он одновременно и специалист, практический психолог. Отмечено, что городские социальные работники быстрее получают необходимые для работы документы и методические материалы. В масштабах Московской области Серебряно-Прудский район – один из отдаленных, однако передача полномочий по социальному обслуживанию на региональный уровень оценивается в основном положительно. Социальными работниками этого района Подмосковья отмечено улучшение материально-технической базы учреждений, лучшее распределение потоков бюджетных средств и другие положительные моменты. Большинству из участвовавших в анкетировании социальных работников из названного района Московской области не приходилось принимать непосредственное участие в международных проектах, направленных на развитие социального обслуживания. Однако они информированы о применяемых за рубежом социальных технологиях. В качестве комментария можно добавить, что это результат целенаправленной работы Министерства социальной защиты населения Московской области. Отмечая ценность зарубежного опыта, социальные работники достаточно сдержанно характеризуют возможности его применения в условиях российского села. При этом причины указаны различные: низкий уровень жизни клиентов, культурологические различия, “российские законы не всегда работают”. К сожалению, в анкетах, заполненных социальными работниками из Московской области, нет ответов на вопрос о комплектовании “сумки социального работника”. В свою очередь, социальные работники из Республики Северная Осетия-Алания, Владимирской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отмечают важность возникшей в рамках проекта инициативы разработать и подготовить опытные образцы “сумки социального работника”. Однако конкретных предложений меньше, чем можно было бы ожидать. К указанному в самой анкете рабочему дневнику, мобильному телефону, термосу прибавляются авторучка, калькулятор. Тот факт, что социальные работники по большей части не обеспечиваются специальной одеждой и обувью, приводит к предложению о том, что, по их мнению, именно специальная одежда и обувь должны в первую очередь включаться в “сумку социального работника”. Можно предполагать, что социальному работнику необходимы аптечка первой помощи, термометр и тонометр, хотя измерение артериального давления требует определенной подготовки. Социальные работники при посещении на дому граждан, большинство которых являются одинокими и маломобильными, не имеют домашнего телефона, проживают в отдаленной местности, нередко оказываются первыми, кто обнаруживает своего клиента в неотложном состоянии, вызванном падением, отравлением лекарственными средствами или недоброкачественными продуктами питания, укусами животных, другими подобными причинами или последствиями заболевания. В подобных ситуациях клиенту должна быть оказана возможная помощь до прибытия медицинских работников. Оказание доврачебной помощи клиентам осуществляется работниками социальных служб во всех странах. Не представляется возможным в данной главе рассмотреть все полученные ответы. Очевидно, что в результате анкетирования выявлено значительное сходство, а иногда и полное совпадение мнений социальных работников, проживающих и работающих в Республике Северная Осетия – Алания, Владимирской и Московской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Значительное сходство наблюдается в части предложений о возможных направлениях развития социального обслуживания на селе. Почти полным является сходство мнений в вопросах оплаты труда названных работников и предполагаемых возможностей использования зарубежного опыта. Почти одновременно с проведением анкетирования редакцией журнала “Социальная работа”, издаваемого Союзом социальных педагогов и социальных работников России (ССОПиР), объявлен конкурс среди социальных работников на лучший очерк по теме “”Социальный работник на селе: мое призвание – социальная работа! Свои искренние, содержательные творческие работы прислали на конкурс социальные работники из Владимирской, Саратовской, Свердловской, Пензенской областей и многих других регионов страны. Они пишут о своем отношении к профессии, понимании ее социальной роли, о радостях и трудностях социальной работы на селе, планах на будущее и многом другом.
Анкетирование социальных работников в рамках проекта – далеко не единственное анкетирование этой группы специалистов и довольно скромное по своему масштабу, но оно удачно “встроено” в программу намеченных по проекту мероприятий. Думается, что в ходе анкетирования и конкурса на страницах журнала “Социальная работа” в основном удалось достигнуть поставленной цели – на начальном этапе проекта выяснить мнение социальных работников по достаточно широкому кругу вопросов. Выяснить мнение тех, кто в немалой степени определяет образ сегодняшних социальных служб... |