ОБРАЩЕНИЕ

участников Международной Акции:

«Социальный работник: посредник между бедностью и властью»
к Правительству Российской Федерации

 

27 марта 2007 года в 84 странах с участием около полумиллиона социальных работников прошла акция «Социальный работник: посредник между бедностью и властью». В России Акция была проведена во многих регионах страны через региональные представительства Союза социальных педагогов и социальных работников. В Москве Акция проведена Союзом социальных педагогов и социальных работников совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по социальному развитию, в ней приняли участие представители социальной сферы и общественных организаций 14 регионов России.

Основная цель Акции – найти пути выхода из сложившейся в России – одной из самых богатых и влиятельных стран мира – ситуации, когда работающий человек живет за чертой бедности, когда специалисты социальной сферы, самоотверженно помогающие уязвимым слоям населения, получают зарплату меньше пенсии своих подопечных, когда, отработав всю жизнь и выйдя на пенсию, человек не может позволить себе даже полноценного питания, когда молодые семьи не хотят иметь второго или третьего ребенка, не желая попасть в категорию бедных.

Участники Акции констатируют, что все эти годы социальные работники и социальные педагоги отдавали и отдают свои профессиональные знания, опыт, творческий потенциал на благо Отечества, на благо тех, кто нуждается в особой поддержке, социальных услугах, заботе и внимании со стороны государства, являются посредниками между бедностью и властью.

Мы поддерживаем основные стратегические приоритеты социальной политики и меры, очерченные в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и национальных проектах, однако видим существующие в социальной сфере проблемы, связанные с бедностью, озабочены имеющимися в ней негативными процессами: медленными темпами снижения бедности среди значительной части россиян, разделением общества на очень бедных и очень богатых, резким повышением стоимости жилищно-коммунальных услуг, увеличением числа неблагополучных семей, живущих в нищете, что является одной из причин социального сиротства. Социальные работники обеспокоены снижением здоровья населения и продолжительности жизни, ростом числа злоупотребляющих алкоголем, увеличением числа ВИЧ-инфицированных, заболевших туберкулезом, распространением наркомании и многими другими проблемами.

В целом преобразования в социальной сфере сдерживаются вследствие недостаточной ресурсной обеспеченности и слиянием Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития, а направленность и масштабы национальных проектов, федеральных целевых программ, международных проектов социального профиля пока не в полной мере соответствуют перечню и остроте связанных с бедностью проблем. В национальных проектах не идет речи о социальной защите уязвимых групп населения, снижении уровня бедности в стране.

Трудности и проблемы имеются и в профессиональной деятельности социальных работников и социальных педагогов, которые зачастую оказываются в числе бедных в силу низкой оплаты труда.

Расчетные нормативы нагрузки на одного специалиста по социальной работе (15 тыс. населения в городской местности, 10 тыс. населения в сельской местности), на одного социального работника (по 10 обслуживаемых в городах, по 4-6 обслуживаемых в сельской местности) во многих случаях не позволяют обеспечить необходимое качество предоставляемых услуг.

Меры социальной поддержки социальных работников, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по составу и объему нередко ограниченны.

Работники социальных служб на правовом уровне слабо защищены от проявлений неуважения к их труду, от действий, препятствующих выполнению ими профессиональных обязанностей или унижающих их личное и профессиональное достоинство, а также действий, которые могут привести к угрозе причинения или причинению вреда их здоровью.

Перегрузка, непрестижность труда, низкий уровень заработной платы специалистов по социальной работе и социальных работников, психологов, среднего и младшего медицинского персонала государственных социальных служб порождают текучесть кадров, ухудшают взаимоотношения работников и обслуживаемых лиц.

Профессиональное сгорание” социальных работников и социальных педагогов не компенсируется осуществляемыми от случая к случаю мерами по их собственной социальной реабилитации.

Существует дефицит знаний в области профессиональной деятельности у значительной части социальных работников, что отражается на культуре взаимодействия социальных работников и клиентов социальных служб, на качестве выполняемой работы. Этика социальной работы еще не заняла достойного места в правовом и психологическом пространстве профессий социального работника и социального педагога.

Участники Акции обращаются к Правительству Российской Федерации с просьбой:

завершить в короткие сроки разработку и реализацию мероприятий по обновлению нормативно-правовых актов в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, ведущих к снижению бедности в стране;

разработать и осуществить комплекс мер, направленных на создание системы национальных стандартов в области социального обслуживания и их введение в действие в субъектах Российской Федерации, а также нормативов нагрузки на одного специалиста по социальной работе с учетом новых видов обслуживания населения;

использовать проверенные временем программно-целевые методы для модернизации системы социального обслуживания, внедрения эффективных технологий работы в области социального обслуживания, решения задачи повышения доступности и качества социальных услуг для бедных и уязвимых слоёв населения;

- обратить особое внимание на развитие системы социальной защиты и социального обслуживания населения, проживающего в сельской местности, и являющегося наименее финансово обеспеченной группой;

– ускорить введение отраслевой системы оплаты труда в области социальной защиты населения, учитывающей интересы работников социальных служб различных профессий в зависимости от объема работ, специализации социальных служб, от сложности, социальной значимости труда и квалификации работников;

более настойчиво реализовывать меры, направленные на повышение статуса социального работника и социального педагога, по их защите от связанных с исполнением профессиональных обязанностей рисков;

активизировать работу по обеспечению высокого уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников социальных служб и социальных педагогов, в том числе и специалистов, работающих на селе;

использовать в качестве одного из вариантов повышения престижа профессий социального работника и социального педагога в обществе, защиты прав работников социальных служб, предоставляемые законодательством возможности, решать их за счет местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также региональных профессиональных объединений;

усилить работу по внедрению в профессиональной среде социальных работников Кодекса этики социального работника и социального педагога.