Первый Всероссийский съезд социальных работников (2002 г.):
доклад Министра труда и социального развития РФ А.П. Починка
"Выработать эффективную стратегию социального обслуживании граждан"


 

     Такой масштабный форум в рамках федеральной целевой программы "Старшее поколение" Минтруд России проводит впервые. 
     Прошедшее десятилетие стало для России периодом кардинальных перемен. В ХХI век наша страна вступила демократическим государством с рыночной экономикой. Определены приоритетные цели социальной политики, которые предусматривают рост инвестиций в человеческий капитал, повышение образовательного и культурного потенциала российского общества, структурные преобразования в социальной сфере, создание условий для более высокого уровня социального потребления. 
     Изменились социально-экономические условия, изменилось и общество. Иными стали модели поведения людей в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Изменилось и поколение пожилых людей. Они стали более деятельными, способными к творчеству, социально активными.
   Поэтому для современных социальных работников, занятых в сфере обслуживания старшего поколения, неприемлемо жить и работать по-старому. В их деятельности нужен принципиально новый подход к происходящим социальным явлениям. 
   Цель предстоящей двухдневной работы съезда - выработать новую эффективную стратегию социального обслуживания граждан пожилого возраста, перенести упор с количественных параметров в сторону качественных. Для этого у нас есть все необходимые предпосылки.

     Первое. 2002 год проходит под знаком повышенного внимания мирового сообщества к глобальной проблеме старения населения, повышения влияния пожилых людей на социальное развитие. В текущем году состоялись два крупных международных форума: вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения и Берлинская встреча министров по проблемам старения населения в регионе Европейской Комиссии ООН.
     Наша страна приняла в них активное участие, стала участницей подготовки международных программных документов долговременного действия: Мадридского Международного плана действий по проблемам старения и Региональной (Европейской) стратегии осуществления Международного плана действий по проблемам старения. Одной из ключевых тем Международного плана действий является оказание пожилым людям необходимой медицинской помощи, поддержки и социальной защиты, включая профилактику и реабилитацию.
Претворению в жизнь намеченного в Международном плане напрямую зависит от нас с вами, социальных работников. 
     Современный мир, не исключая и Россию, располагает богатствами и потенциалом, которые с успехом могут быть использованы для того, чтобы: создать условия для укрепления здоровья пожилых людей; добиться полного вовлечения пожилых людей в жизнь общества и их активного участия в ней; улучшать по мере необходимости уход и наращивать социальную поддержку лиц пожилого возраста. 

     Второе. Государство, общество и отдельные люди должны обратить пристальное внимание на повышение роли и изменение статуса пожилых людей в связи с реальной демографической ситуацией. Демографическое старение - заметное явление мирового развития. Оно в будущем еще сильнее повлияет на индивидуальную, общенациональную и международную жизнь, преобразит все аспекты жизни человека и общества: социальные, экономические, политические, культурные, психологические и духовные. Демографическое старение населения в нашей стране вызвано в основном снижением рождаемости. В 2001 году в России насчитывалось 29,9 млн. человек старше трудоспособного возраста (20,4 процента всего населения), в том числе 12,5 млн. человек в возрасте 65 лет и старше.     
     С 1990 года наметилась устойчивая тенденция сокращения численности молодежи в возрасте 0-15 лет, численность пожилых людей возросла на 2,26 млн. человек. Удельный вес молодого поколения в населении сократился за последние 10 лет с 24,1 процента до 18,6 процента. В итоге доля людей пенсионного возраста уже превысила долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти. 
     Согласно принятой международной классификации, уже с 2004 года возрастная структура населения России будет соответствовать типу населения в стадии демографической старости, когда доля детей и подростков будет лишь незначительно превышать долю лиц старше 65 лет (они составляют 63,5 процента всех пожилых людей). Лица в возрасте 70 и более лет составляют 28,3 процента всего населения старше трудоспособного возраста, а их численность в составе населения, начиная с 1979 года, заметно возросла, особенно в городах. 
     В связи с устойчивым ростом числа долгожителей ответственность государства за благополучие пожилых людей особенно повышается.
     Опыт других стран, давно вступивших в период старения населения, свидетельствует о том, что общество в целом и отдельные люди трудно адаптируются к возросшей численности сограждан, находящихся на пенсии. 
     В нашей стране соотношение численности лиц трудоспособного возраста и лиц, нетрудоспособных по возрасту, включая детей и пожилых людей, рельефно отражает ход демографических процессов. В течение четырех последних лет временное снижение коэффициента демографической нагрузки происходило при снижении нагрузки лицами старше трудоспособного возраста (362, 361, 356, 349, 343 соответственно).
     Минимального для России значения этот показатель достигнет в 2007 году - 569 человек нетрудоспособных возрастов, приходящихся на 1000 лиц рабочего возраста. Большинство пожилых людей проживает в городах, но социально-экономические проблемы пожилого населения особенно остро выражены на селе.
     Данная ситуация усиливает значимость государственной поддержки семей, имеющих в своем составе пожилых людей и переживающих одновременно социально-экономические трудности: бедность, безработица, многодетность, болезнь, переселение и другое. Уже не исключение, но, скорее всего, тенденция - увеличение числа одиноко проживающих пожилых людей. Это напрямую связано с разработкой новых стратегий ухода и предоставления социальных услуг пожилым людям, создания условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения социального обслуживания к ожидаемой потребности в нем.
     Судя по прогнозу, к 2016 году возрастная структура населения существенно изменится. К 2015 году численность людей, выходящих за пределы трудоспособного возраста, будет почти вдвое превышать численность вступающих в трудоспособный возраст. Нагрузка престарелыми лицами к 2016 году составит 420 пенсионеров на 1000 трудоспособных. Однако это не основание для того, чтобы относиться к пожилым людям только как к получателям пенсий и пациентам.
     На протяжении почти 10 лет Минтруд России анализирует изменения социально-демографической ситуации по старению и характеристики положения пожилых людей. В этой работе принимают самое деятельное участие и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Нужно сказать, что положительные изменения происходят практически повсюду, но социальный статус пожилых людей в России не всегда достаточно высокий, а некоторые из этих изменений накапливаются относительно медленно.
     Физическое здоровье самым непосредственным образом влияет на способность пожилых людей участвовать в жизни общества и влияет на организацию деятельности по предоставлению социальных услуг. 
Известный факт: в первой половине 90-х годов рост смертности затронул все возрастные группы населения старше 5 лет. Начиная с 1995 года, ситуация стабилизировалась, что коснулось в основном все возрастные группы пожилого населения.
     Остается одной из самых острых проблема более низкой ожидаемой продолжительности жизни мужчин России по сравнению с женщинами. Если в начале 70-х годов различие составляло 10,2 года, то в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 13,2 года.
     Большинство пожилых людей сохраняют способность к передвижению и самообслуживанию. Среди пожилых людей практически здоровы только 22 процента. Возрастают контингенты пожилых лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами, различными степенями психической и социальной дезадаптации, неврозами. Таковы основные характеристики демографического развития России по старению.
     В этом плане насущная задача - развитие специализированных медицинских и социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и уход. Необходимо использовать возможности сети учреждений социального обслуживания для пропаганды здорового образа жизни проведения способствующей активному долголетию физкультурно-оздоровительной работы, тем более что для этого пока не задействованы личностные резервы людей.

     Третье. Усилить внимание к пожилым людям позволяет сложившаяся сегодня благоприятная социально-экономическая ситуация, которая позволяет по-новому оценить положение пожилых людей и поставить более разносторонние задачи по учету макросоциальных последствий старения населения, реально подойти к решению вопросов адресной социальной помощи и развитию социального обслуживания населения. Современный этап времени - наш с вами шанс и грешно им не воспользоваться.
     В настоящее время увеличение денежных доходов населения опережает удорожание стоимости жизни, что обеспечило рост реальных денежных доходов населения на 7,7 процента. Рост реальной заработной платы составил 17,9 процента (по отношению к тому же периоду 2001 года). Среднемесячная заработная плата сейчас составляет почти 4700 рублей (около 150 долларов США), пенсия - примерно 1500 рублей (около 47 долларов США).
     Соотношение между заработной платой и прожиточным минимумом трудоспособного лица - 2,17, между пенсией и прожиточным минимумом пенсионера - 0,97. Наметилась тенденция снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Если во втором квартале 2002 года имели низкие доходы 42,2 млн. человек, то в третьем квартале - 38,7 млн. человек, или 27 процентов от общей численности населения. В текущем году реализованы меры по повышению конституционных гарантий в области оплаты труда и пенсионного обеспечения. 
     Увеличен минимальный размер оплаты труда с 300 до 450 рублей в месяц (с 1 мая 2002 г.). В первом полугодии повышена оплата труда работников организаций бюджетной сферы. Размеры тарифных ставок этих работников увеличены в среднем в 1,89 раза. При этом обеспечено приоритетное повышение оплаты труда основных категорий работников образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения, отнесенных к 5-12 разрядам ЕТС. Уровень средней заработной платы в бюджетной сфере повысился с 42-45 процентов до 60-65 процентов от уровня средней заработной платы в промышленности.
     Новые условия и нормы предоставления пенсий, содержащиеся в новом пенсионном законодательстве, позволили повысить с 1 января 2002 года размеры пенсий около 12 млн. пенсионеров. Работающие пенсионеры приобрели право на получение пенсии в полном объеме, не прекращая трудовой деятельности. Существенно увеличены пенсии отдельным категориям пенсионеров, в частности, лицам, достигшим возраста 80 лет и инвалидам I группы, родителям и вдовам погибших военнослужащих (в среднем на 652 рубля).
     Гражданам, обладающим выдающимися достижениями в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства и имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией, предоставляется дополнительное материальное обеспечение, размер которого дифференцируется в зависимости от имеющихся званий и наград (от 250 до 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости).
     Произошли позитивные изменения жизненного уровня пенсионеров. В первом полугодии 2002 года средний размер пенсии (поквартально 1297,7 рубля и 1334,4 рубля) вплотную приблизился к величине прожиточного минимума пенсионера (соответственно 1313 и 1383 рубля). По итогам третьего квартала ожидается, что средний размер пенсии (1420,5 рубля) наконец превысит величину прожиточного минимума пенсионера (1387 рублей).
     Для благополучия пенсионеров как одной из основных социально-демографических групп населения принципиальное значение имеет принятие в 84 субъектах Российской Федерации (94 процента) региональных правовых актов об установлении потребительской корзины.
     Минтруд России полагает, что целям совершенствования механизма адресной социальной поддержки малоимущих граждан, в том числе пожилого возраста, будет способствовать принятие закона "О порядке учета доходов малоимущей семьи или малоимущих одиноко проживающих граждан для оказания им государственной социальной помощи", уже принятый Государственной Думой в первом чтении.
     Действует новый Трудовой Кодекс, социальное предназначение которого - осуществление защитной функции, создание системы государственных гарантий трудовых прав работников в новых экономических условиях. Это крайне важно, поскольку благосостояние в старости формируется в трудоспособном возрасте.
     Положительные изменения наблюдаются и в занятости населения. Численность граждан, классифицируемых как безработные по методологии МОТ, снизилась на 11 процентов (0,7 млн. человек). В августе этого года 7,5 процента экономически активного населения (5,4 млн. человек) не имели занятия, но активно искали его. В органах государственной службы занятости зарегистрировано немногим более 1,2 млн. человек (1,7 процента экономически активного населения).

     Четвертое. По-новому мы можем посмотреть на нашу проблему еще и потому, что мы прошли первый этап и создали новую социальную инфраструктуру - систему социального обслуживания населения, которая по праву признается одним из ведущих звеньев социального блока.
     В июле 2002 года в стационарных учреждениях всех типов и специальных домах для одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан проживали 267,4 тыс. человек. Социальные услуги на дому постоянно получали 1,3 млн. человек. Около 880 тыс. человек обслужено отделениями временного проживания и дневного пребывания центров социального обслуживания. Благодаря службам срочного социального обслуживания за полугодие около 5,3 млн. человек получили разовые социальные услуги. Центры социального обслуживания семьи и детей, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и кризисные центры для женщин оказали помощь и предоставили услуги 2,9 млн. семей и 3,2 млн. детей.
     Учреждения медико-социальной экспертизы освидетельствовали 3,9 млн. человек. По сравнению с 2000 годом объем производства продукции протезно-ортопедических предприятий увеличился в 2001 году на 59,5 процента. Значительно укрепилась материально-техническая база учреждений социального обслуживания. Увеличился объем и улучшилось качество предоставляемых населению социальных услуг. 
     В регионах накоплен впечатляющий инновационный опыт, который открывает возможности для реального обеспечения граждан, в том числе пожилого возраста, высококачественными социальными услугами. Сделаны первые, но многообещающие шаги по развитию негосударственного сектора социальных услуг, к широкому привлечению негосударственных организаций, коммерческих структур и самих граждан пожилого возраста в качестве партнеров государственных и муниципальных социальных служб. 
     Важный шаг в становлении новой политики в отношении пожилых людей сделан благодаря утверждению Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы "Старшее поколение" - одной из наиболее эффективных федеральных целевых программ, характеризующейся инновационным подходом, комплексностью, ориентацией на оказание прямой федеральной поддержки субъектам Российской Федерации.
     В канун принятия программы "Старшее поколение", в 1995-1996 годах, проявилась острая нехватка мест в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания, острая очередность на получение мест в домах-интернатах. В рамках федеральной и региональных программ "Старшее поколение" удалось увеличить на 10 тыс. число койко-мест в этих учреждениях, приблизившись к разрешению одной из самых острых проблем маломобильного пожилого населения - удовлетворению потребности в постоянном постороннем уходе.
     В следующем году Минтруд России предполагает объявить конкурс на лучшее стационарное учреждение социального обслуживания по организации предоставления социальных услуг и созданию благоприятной среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов. Устойчивому функционированию сети учреждений социального обслуживания населения, внедрению новых социальных технологий послужит и выбор в каждом регионе опорно-экспериментальных учреждений различных типов.
     Федеральная целевая программа "Старшее поколение" устойчиво финансируется из средств федерального бюджета и дополнительных доходов федерального бюджета. За финансируемый период на реализацию Программы поступило из федерального бюджета 1583,372 млн. рублей, включая значительные средства за счет дополнительных доходов федерального бюджета. Запланированный объем финансирования на 2002-2004 годы - 928 млн. рублей. Главное состоит в том, что федеральная целевая программа "Старшее поколение" представляет собой эффективную модель межотраслевого сотрудничества: свои усилия объединили Минтруд России, Минздрав России, Минкультуры России, Госкомспорт России, Госстрой России, Госкомстат России. 
     При организующей роли Минтруда России проведена работа по оказанию содействия субъектам Российской Федерации в укреплении материально-технической базы учреждений социального обслуживания для граждан старшего поколения. Приобретены современные технические средства, облегчающие уход за престарелыми и инвалидами, медицинское и технологическое оборудование, обновлены автотранспортные средства. В 2000-2001 годах осуществлено финансирование строительства 63 учреждений социального обслуживания. В 2001 году за счет дополнительных доходов федерального бюджета на капитальный ремонт жилых помещений, котельных, столовых и пищеблоков по федеральной целевой программе "Старшее поколение" 420 домам-интернатам (пансионатам) для престарелых и инвалидов, психоневрологическим интернатам, а также центрам социального обслуживания населения направлено 500 млн. рублей. Система учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в 2000-2002 годах получила финансовую поддержку около 8 млрд. рублей за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
     В нашей стране, как и во всем мире, возрастают требования к условиям жизни пожилых людей, и, прежде всего, в стационарах (комфортность проживания, социально-медицинская специализация).
     Концепция, на которой основывается федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы, базируется на том, что в характерной для многих пожилых людей ситуации именно доступность социальных услуг независимо от региона проживания приобретает решающее значение и эффективно способствует повышению качества жизни в пожилом возрасте. Соответственно на первое место ставится задача расширения сети и совершенствования деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных услуг: геронтологических центров, домов малой вместимости, домов (отделений) временного проживания, геронтопсихиатрических центров, мобильных социальных служб, больниц медико-социальной помощи, хосписов, центров-клубов для пожилых людей.
     Минтруд России будет систематически продолжать работу по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации в строительстве и реконструкции находящихся в высокой степени строительной готовности объектов - учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста. 
     На 89 субъектов Российской Федерации рассчитаны поставки оборудования и автотранспортных средств. В пилотных проектах в общей сложности будут участвовать 27 регионов. Минтруд России особо рассчитывает на успешную реализацию в рамках Программы пилотных проектов по развитию новых форм социального обслуживания пожилых людей, осуществляемых в 9 пилотных регионах.
     Министерство труда и социального развития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и органы социальной защиты субъектов Российской Федерации являются проводниками государственной политики в области социальной защиты населения, в том числе особо нуждающихся социально-демографических групп. Сложились и сохраняются особо уязвимые группы пожилых людей. В их числе: одинокие пожилые женщины; лица пожилого возраста с выраженной социальной недостаточностью или ограниченными возможностями передвижения и самообслуживания; тяжело больные пожилые люди, которым остро необходимы социально-медицинская помощь и паллиативный уход; пожилые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
     Особенно острый характер в течение последнего десятилетия приобрела проблема лиц без определенного места жительства. Фактически они составили отдельную социальную группу, достаточно многочисленную и устойчивую. Многие лица без определенного места жительства не имеют каких-либо документов, подтверждающих личность, неоднократно судимы и потенциально криминогенны. Пополнение этой группы происходит в первую очередь за счет граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, амнистированных лиц и граждан, принадлежащих к наиболее бедным и неустроенным в социальном отношении слоям населения. Примерно 10 процентов бездомных существуют за счет попрошайничества, превратившись в профессиональных нищих.
     Основную часть лиц без определенного места жительства составляют лица трудоспособного возраста, в основном, мужчины. Уровень их социальных ожиданий низкий. Немало среди бомжей и пожилых людей, в том числе пожилых женщин, для которых подобный образ жизни оказывается просто губительным. При этом нужно помнить, что значительная часть лиц без определенного места жительства имеет хронические заболевания (в том числе онкологические, инфекционные и паразитарные, туберкулез), но практически не получает плановую медицинскую помощь. Министерство и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации накопили богатый опыт по оказанию социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, а также освободившимся из мест лишения свободы. Сформирована и стабильно развивается сеть таких учреждений и их нормативная база. В настоящее время функционируют 42 дома ночного пребывания, 15 социальных приютов, 24 социальные гостиницы, 15 центров социальной адаптации. В них фактически имеется 5,5 тыс. мест. Кроме того, для лиц этой группы, достигших пенсионного возраста, нуждающихся в помощи и добровольно согласившихся проживать в государственных или муниципальных стационарных учреждениях открыто 47 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7,2 тыс. мест. Постоянное внимание этим вопросам уделяется в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Костромской, Новосибирской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, других регионах.
     Новым видом таких учреждений стали центры реабилитации для лиц без определенного места жительства и занятий. В центре "Альтернатива" в Сургуте открыто отделение для лиц, имевших в анамнезе туберкулез и утративших социальные связи. Они проживают в отдельно стоящих коттеджах, получают питание и медицинское обслуживание с учетом мер по профилактике общественно-опасных заболеваний. Однако необходимо отметить, что существующая сеть учреждений социальной помощи для лиц этой группы не охватывает всех нуждающихся в данном виде социальных услуг. И, конечно, только мероприятиями разового характера эту проблему решить невозможно.
     По отношению к этой группе населения пора перейти к комплексным социозащитным мерам, направленным на: предупреждение дальнейшего распространения этого социального явления; укрепление правовой основы социальной безопасности граждан, особо подверженных риску оказаться без определенного места жительства; социальную адаптацию и интеграцию в общество.
     В связи с этим Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации поручено Минтруду России, МВД России, другим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать проекты нормативных правовых актов, направленных на социальную профилактику бродяжничества, в том числе по реорганизации приемников-распределителей и созданию социальных учреждений для лиц этой категории.
     Не менее острой является проблема интеграции инвалидов пожилого возраста в общество и обеспечение им равных с остальными членами общества возможностей.
     Инвалиды пожилого возраста в общей численности инвалидов (10,8 млн. человек) составляют более половины (53%). Отмечается увеличение абсолютного и относительного показателей инвалидности в старшей возрастной группе населения. При этом инвалидам пожилого возраста в большинстве устанавливаются вторая (76%) и первая (16%) группы инвалидности.
     Если раньше термином "технические средства реабилитации" квалифицировались лишь транспортные средства, протезно-ортопедические изделия, слуховые аппараты и средства передвижения, то теперь им охватывается значительно больший перечень средств со специальными техническими решениями, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности человека, в том числе в пожилом возрасте. Общая номенклатура технических средств насчитывает многие десятки видов изделий. Наиболее сложное положение сложилось с обеспечением инвалидов средствами передвижения, включая транспортные средства, как один из наиболее дорогостоящих видов продукции. 
     Поэтому в большинстве регионов России (Курганская, Липецкая, Оренбургская области) складывается перспективная форма обслуживания инвалидов, в том числе пожилого возраста - "социальное такси", обеспечивающее на льготных условиях внутригородские и пригородные перевозки.
     Многие инвалиды в пожилом возрасте имеют невысокий уровень доходов, выделяемые государством финансовые средства для обеспечения их техническими средствами реабилитации ограничены, поэтому Правительством Российской Федерации принято постановление "Об утверждении перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".
     В ряде нормативных положений по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации не оговариваются конкретные механизмы реализации. Минтрудом России подготовлен законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации". Принятие этого законопроекта позволит повысить адресность предоставления льгот инвалидам пожилого возраста.
     Решение многих проблем пожилых инвалидов стало возможным в последнее время в связи с дальнейшим развитием реабилитационной индустрии, увеличением объемов производства и ассортимента технических средств и услуг для инвалидов.
     Органам социальной защиты населения предстоит развить широкую сеть пунктов проката технических средств, облегчающих уход за инвалидами пожилого возраста. Уверенные шаги на этом пути сделаны в Свердловской области и других регионах. 
     Как положительный пример следует отметить создание в некоторых центрах социального обслуживания Кемеровской области так называемых "модельных квартир", оборудованных с учетом функциональных возможностей инвалидов. Здесь проводятся занятия, которые позволяют облегчить их социально-средовую адаптацию, повысить возможности для самообслуживания в быту и ведения самостоятельного образа жизни.
     Сегодня в деятельности государства по обеспечению защиты и улучшению социального положения пожилых людей самыми проблематичными являются охрана здоровья, социальное обеспечение, обеспечение достойным жильем.
     По оценкам специалистов, в России примерно 5 млн. граждан старших возрастов могут нуждаться в различной помощи. Из их числа 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах по причине неудовлетворительного состояния здоровья или преклонного возраста. Среди них около 300 тыс. человек, которым необходимы социально-медицинские услуги на дому. 
     Однако эти оценки требуют уточнения. На что в этой связи следует обратить внимание прежде всего?
     Во-первых, многим пожилым людям необходим не только адекватный уход, но и разнообразная общественная помощь для налаживания полноценной жизни, что связано с задачей переоценки взглядов на их нужды и потребности. Это касается и обустройства материальной среды жизнедеятельности, переоборудования жилья соответственно функциональным возможностям пожилых людей. Первый, кто должен увидеть и сказать, что жилищные условия пожилого человека требуют улучшения, это приходящий на дом социальный работник.
     Во-вторых, появление все большего числа долгожителей, которым необходим уход на качественно новом уровне и которые при этом не высказывают желания переселиться в стационарные учреждения социального обслуживания, приводит к значительному возрастанию нагрузки на семью, обеспечивающую уход на дому за пожилыми и престарелыми родственниками. Однако обычная российская семья не имеет достаточных финансовых ресурсов, возможности приобрести по доступной цене или взять напрокат современные технические средства, облегчающие уход, получить консультации специалистов по организации ухода, а также профессиональную помощь специалистов, в том числе в случае переживания понесенной утраты. Социальные службы совершенно недостаточно используют свои возможности для работы с такими семьями.
     В-третьих, преобразования последних лет повлияли на мировоззренческие позиции поколений. Молодежь получила широкие возможности для приносящей высокие доходы профессиональной деятельности. Техническая революция непосредственно коснулась сферы образования, отдыха и свободного времени, усилив различия в образе жизни поколений.
     Чтобы сблизить ценностные ориентации молодежи и зрелой части общества, пожилых людей необходимо приобщать к новейшим информационно-компьютерным технологиям.
     Что касается предоставления социальных услуг и стационарного обслуживания, то, несмотря на огромный объем оказанных социальных услуг, спрос на них удовлетворяется не полностью.
     Более 17 тыс. человек ожидают места в стационарных учреждениях. Очередь на надомное обслуживание составляет около 80 тыс. человек. Озабоченность вызывает техническое состояние многих учреждений социального обслуживания. Более 25 процентов зданий, где расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, находятся в аварийном состоянии или относятся к категории ветхих.
     Качественная медико-социальная помощь проживающим оказывается во всех стационарных учреждениях социального обслуживания, но в более широком объеме в специализированных геронтологических центрах, геронтопсихиатрических центрах и домах-интернатах милосердия. Предстоит расширить сеть этих учреждений (средний возраст проживающих 82-83 года, и такой контингент растет) для оказания специализированной помощи лицам преклонного возраста и долгожителям и проведения организационно-методической работы по проблемам социальной геронтологии. Нужно добиваться того, чтобы открыть геронтологические центры во всех субъектах Российской Федерации. Учитывая, что сеть "хосписов" недостаточно развита, в системе социальной защиты населения можно предусмотреть развитие так называемых "хосписов на дому". 
     Важно быстрыми темпами наращивать и возможности оказания помощи на дому. Для этого необходимо: ввести в стационарных учреждениях социального обслуживания свыше 30 тыс. новых мест; создать около 1 тыс. отделений социального обслуживания на дому; открыть дополнительно около 200 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому; увеличить долю социально-медицинских услуг в объеме надомных социальных услуг до 10-12 процентов. 
     Предстоит улучшить выявление нуждающихся в услугах, поскольку пожилые люди нередко не привыкли сами заявлять о своих нуждах.
     Хотя система социального обслуживания пожилых людей работает в основном устойчиво, необходимо признать, что пока далеко не в полной мере учитываются индивидуальные потребности пожилых людей при предоставлении социальных услуг.
     Определенную нишу на рынке услуг занимают негосударственные организации, предоставляющие населению социальные услуги. Развивается деятельность неправительственных организаций, занимающихся решением наиболее острых социальных проблем. Сочетание государственного и негосударственного финансирования в сфере социальных услуг перспективно и позволяет решать вопросы расширения доступа населения к качественным социальным услугам на платной и бесплатной основе. Можно привести много примеров развития социального партнерства и взаимодействия с общественными, благотворительными и частными организациями в вопросах предоставления социальных услуг населению.
     Так, общественная организация "Кузбасский центр "Инициатива" является партнером органов социальной защиты населения Кемеровской области по реализации проекта совершенствования социального обслуживания пожилых. В Саратовской области также проводятся многочисленные совместные благотворительные акции с негосударственными организациями и учреждениями.
     Минтруд Росси приветствует сотрудничество органов государственной власти и местного самоуправления с некоммерческими организациями. Об этом свидетельствует недавно проведенный Общероссийский конкурс на лучший инновационный проект в социальной сфере и объявленный с 1 декабря 2002 года в рамках федеральной целевой программ "Старшее поколение" Всероссийский конкурс социальных проектов по активизации деятельности общественных объединений в интересах граждан старшего поколения.
     Следует отметить, что на Общероссийский конкурс на лучший инновационный проект в социальной сфере 47 регионов страны представили более 100 проектов, направленных на решение проблем социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Лучшим признан проект "Социально-трудовая реабилитация лиц без определенного места жительства и лиц, освободившихся из мест лишения свободы" Комитета по социальным вопросам администрации города Улан-Удэ.
     Актуальной задачей для органов социальной защиты является и завершение оформления договорных взаимоотношений с проживающими в стационарных учреждениях по взиманию платы за стационарное обслуживание. 
     В целях обеспечения более эффективной защиты интересов граждан в вопросах объема и качества предоставляемых услуг, создания условий для развития социального обслуживания Минтруд России проводит разработку проектов государственных стандартов социального обслуживания населения. Выделены три направления стандартизации социального обслуживания: основополагающие стандарты; стандарты деятельности учреждений; стандарты качества социальных услуг по отдельным категориям населения.
     В ближайшие годы востребованность российским обществом социальных услуг для пожилых людей будет постоянно расти. Надеемся, что реализация мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Старшее поколение" на 2002-2004 годы, позволит: усилить правовую защиту граждан старшего поколения и улучшить их социальное положение; обеспечить более широкий доступ пожилых людей к образовательным, просветительским, информационным программам, современным информационным технологиям; способствовать оптимизации сети учреждений социальной сферы, выравниванию качества обслуживания пожилых людей для приближения состава и объема социальных услуг к потребности в них.
     Минтруд России приложит усилия к тому, чтобы улучшить дифференцированную оценку эффективности мероприятий по развитию социального обслуживания пожилых людей. 
Необходимо перейти к оценке сделанного и перспективному планированию с позиции "уверенности в качестве".  Это означает, что сегодняшние пожилые люди должны быть уверены в том, что они получат качественные социальные услуги соответственно вносимой плате, а в необходимых случаях и бесплатно. В то же время лица трудоспособного возраста, которые платят налоги, должны быть уверены в том, что, став получателями социальных услуг, они приобретут их в требуемом объеме и надлежащего качества.
     Важнейшие показатели - сокращение очередности на получение места в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания и увеличение охвата социальными услугами в расчете на 10000 пенсионеров.
     Современный этап развития российской социальной политики составляет переход к адресной социальной системе. Ее основными характеристиками являются: четкое определение приоритетов и дифференциация социальной политики государства в отношении различных слоев населения, доведение до нуждающихся имеющихся финансовых ресурсов в полном объеме, определение и разграничение полномочий по реализации социальной политики между всеми уровнями бюджетной системы. Социальная политика государства, проводником которой является система социальной защиты населения, только тогда получит поддержку населения, когда обеспечивается гармония интересов различных социально-демографических групп. С этой точки зрения и с учетом необходимости поддерживать взаимопонимание между поколениями нельзя допустить, чтобы пожилые люди в России воспринимались только как "социальные иждивенцы". 
     Минтрудом России подготовлен проект нового и, как нам представляется, важного документа, отвечающего современной ситуации. Это проект Концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2015 года.
     Нельзя не отметить, что в проведении социальной политики в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов заметно активизировалась работа Департамента по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения по обновлению и разработке нормативной правовой базы учреждений социального обслуживания.
     В последнее время разработаны и утверждены нормативные правовые документы, регулирующие плату за стационарное обслуживание, организацию питания, нормативы численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов, обеспечение мягким инвентарем граждан пожилого возраста, проживающих в учреждениях социального обслуживания, и другие.
     Проведение съезда свидетельствует об уважении властных структур к работникам социальных служб, готовности выслушать и решать их профессиональные и социально-экономические проблемы, что может стать залогом дальнейшего успешного развития системы социальной защиты населения. В сфере социального обслуживания населения работает более 450 тыс. социальных работников, от добросовестности, профессионального мастерства и результатов труда которых во многом зависит вера людей в социальную справедливость, способность государственных структур защитить права и интересы граждан.
     В системе социального обслуживания работают преданные люди, обладающие необыкновенными душевными качествами, о которых можно говорить бесконечно. Хочется сказать слова благодарности о директоре Собинского дома-интерната Владимирской области Крошиловой Маргарите Васильевне, наделенной врожденным чувством прекрасного, создавшей уютные и комфортные условия в учреждении, в стенах которого без малого сто лет вершится милосердие по отношению к пожилым и инвалидам.
     Руководство учреждений социального обслуживания, как правило, возлагается на высококвалифицированных специалистов, таких как директор Ржевского дома-интерната Тверской области Шикер Эдуард Петрович - санитарный врач по профессии, Отличник здравоохранения и Заслуженный работник здравоохранения.
     Никто из жителей Красноярского района Самарской области не обойден вниманием и заботой социальной службы. Начальник Управления социальной защиты населения этого района Кондусова Нина Ивановна представляет новый тип современного руководителя. Под ее руководством внедряются инновационные социальные технологии, ежегодно открываются новые социальные объекты. В районе действует свой фонд социальной защиты населения.
Можно назвать сотни и тысячи имен и фамилий социальных работников, заслуживших благодарность и уважение. Каждому из вас мы благодарны, каждого ценим.

     Минтруд России сознает, что общественная значимость и сложность обязанностей социальных работников требуют пересмотра подходов к оплате их труда, их переподготовке. За период 1992-2002 годов разряды оплаты труда социальных работников неоднократно повышались. Анализ действующей системы оплаты труда показал, что применение Единой тарифной сетки (ЕТС) осложняет работу по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда работников организации бюджетной сферы и повышения ее уровня. Со снижением темпов инфляции жесткая систематизация должностей в рамках ЕТС становится неоправданной. Применение системы оплаты труда на основе ЕТС не позволяет учитывать особенности деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы, не создает у них заинтересованность в повышении результативности труда.
     На заседании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко 28 марта 2002 г. признано целесообразным развернуть работу по реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы и переходу от организации оплаты труда на основе ЕТС к отраслевым системам оплаты труда. Имеется в виду необходимость их введения в действие с октября 2003 года. Вместо ЕТС предлагается в каждой отрасли бюджетной сферы, в том числе в системе социальной защиты населения, ввести свою систему оплаты труда, способную в полной мере отразить отраслевые различия.
     Переход на отраслевые принципы организации оплаты труда будет основываться на формировании тарифных систем, предусматривающих дифференциацию размеров оплаты труда работников в зависимости от уровня образования, стажа работы по специальности, квалификации, сложности выполняемых работ и особенностей деятельности отдельных организаций. Для этого в настоящее время проводится разработка схем отраслевых систем оплаты труда, упорядочение системы надтарифных выплат, совершенствование нормирования труда. Предполагается, что отраслевая система оплаты труда будет включать тарифные ставки, должностные оклады (ставки заработной платы), оплату труда в повышенном размере за работу в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных. Предполагаются и стимулирующие выплаты, включая надбавку за продолжительность непрерывной работы.
     Дифференциация размеров должностных окладов руководителей учреждений определяется в зависимости от объема работ и специализации учреждений. Утверждается новый порядок тарификации специалистов и служащих, определяется дифференциация окладов по категориям персонала и разрядам рабочих. 
Профессиональный рост одинаково важен для самих социальных работников и для системы социальной защиты населения в целом. Обеспечить благоприятные условия для этого - обязанность Минтруда России, органов социальной защиты.