Хроника Третьего Национального конгресса социальных педагогов России

26-27 сентября 2012 года в Анапе в Федеральном детском центре «Смена» прошел Третий национальный конгресс социальных педагогов России (с международным участием) на тему «Потенциал социального педагога в модернизации российского общества: состояние и перспективы.»

Организаторами конгресса выступили: Федеральный детский центр «Смена», г-к. Анапа, Россия; Международная Ассоциация социальных педагогов; Союз социальных педагогов и социальных работников России; Ярославский государственный педагогический университет  им. К.Д. Ушинского; Филиал Сочинского государственного университета в г. Анапе Краснодарского края, Россия (АФ СГУ).

В работе конгресса приняли участие представители 17 регионов России, среди них ведущие ученые в области социальной педагогики: Л.В. Мардахаев, М.И. Рожков, В.А. Фокин и др.

С приветственным словом выступил Генеральный директор ФДЦ «Смена», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Н.Е. Иванюшкин. С докладами на пленарном заседании выступили:

Ларс Стейнов Генеральный секретарь международной ассоциации социальных педагогов (Дания) на тему: «Социальный педагог в международной перспективе».

А. Голковский, проректор высшей школы им. Павло Владковицы в г. Плоцке (Польша) на тему: «Сотрудничество Польши и Германии в социальной педагогике».        

Л. В. Мардахаев, д.п.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики РГСУ (г. Москва) на тему: «Методологические основы социально-педагогической деятельности».

М.И. Рожков, д.п.н., профессор Ярославского педагогического университета, зам. генерального директора ФДЦ «Смена» на тему: «Социально-педагогическая деятельность: экзистенциальный подход».

Н.Е. Иванюшкин, к.п.н., Генеральный директор ФДЦ «Смена», Т.Н.Рудник, к.п.н., зам. генерального директора ФДЦ «Смена» на тему: «Модель организации социально-педагогической работы в Федеральном детском центре «Смена».

А. В. Иванов, д.п.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики Московского городского педагогического университета, на тему: «Теоретические основы педагогики социальной среды». В докладах ученых можно было проследить идеи, которые характеризуют состояние и перспективы развития теории и практики социальной педагогики в России, направленные на создание условий для социального развития личности, приоритета духовно-нравственного развития человека в процессе социализации.

На конгрессе была организована работа научных секций: «Подготовка социального педагога в вузе», руководитель: А.В. Иванов, д.п.н., профессор МГПУ. Интерес вызвало сообщение И.Г. Назаровой на тему: «Методическое объединение как условие развития профессиональной компетентности социальных педагогов в организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где была представлена система работы ярославских социальных педагогов в организации профилактики безнадзорности и правонарушений подростков, разработки рабочих тетрадей, в которых представлены методические рекомендации по работе с проблемными детьми.

Вторая секция, которую возглавили В.А. Фокин, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социально-педагогических наук: социологии и политологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и Т.Н. Сапожникова, д.п.н, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, была посвящена вопросам социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

Третья секция под руководством Л. В. Мардахаева, д.п.н., профессора, зав. кафедрой социальной педагогики РГСУ (г. Москва), Т.С. Дороховой, к.п.н., доцента кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета обсуждала проблемы методологии социальной педагогики.

Во второй день конгресса на пленарном заседании выступили:

Т.Н. Сапожникова, д.п.н., доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (Ярославль) на тему: «Социально-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения школьников»; Д. Кожан, доцент кафедры педагогики Высшей школы им. Павло Владковицы в г. Плоцке (Польша) на тему: «Космический урок»; З.И Лаврентьева, доктор педагогических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета на тему: «Приемная семья: опыт жизнедеятельности и сопровождения в Италии»; В.А. Фокин, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого: «Методы оценки обучения бакалавров социальной педагогики»; А.П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского на тему «Какой педагог может воспитать свободного человека».

В этот же день состоялось подведение итогов работы секций. На пленарном заседании прошло обсуждение обращения участников конгресса, которые после доработки было принято единогласно. Предлагаем резолюцию конгресса в полном объеме:

«Мы, участники Третьего национального Конгресса социальных педагогов, прошедшего 25-21 сентября 2012 года в ФГБОУ ДОД ФДООЦ «Смена» и собравшего ведущих учёных и практикующих специалистов России, Дании, Польши и Украины, обсудив текущее состояние социальной педагогика как науки и области профессиональной деятельности, приняли решение донести до руководителей системы образования и педагогической общественности страны настоящую резолюцию.

Считаем позитивной тенденцию закрепления социальной педагогики как самостоятельной области научных знаний, имеющей свой объект, предмет, методологические основы. Однако отмечаем, что при разнообразии научных подходов к решению вопросов организации социально-педагогической деятельности недостаточно проработаны и обоснованы условия, при которых научные знания могут стать главным ресурсом для повышения качества многофункциональной социально-педагогической деятельности в различных регионах страны и с разными категориями детей и молодежи, семьями, имеющими детей.

Считаем необходимым признание социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания и в соответствии с этим открытие самостоятельной научной специальности для защиты кандидатских и докторских диссертаций.

По нашему мнению, необходимы централизованные научные проекты (в том числе международные), благодаря которым ведущие учёные России в области социального воспитания детей и молодежи сумеют разработать и экспериментально проверить вариативные, гибкие модели социально-педагогической деятельности, направленные на оказание профессиональной помощи современному поколению детей и молодежи, молодым семьям, имеющим детей, в изменяющемся поликультурном обществе.

Потенциал социального педагога в модернизации российского общества способен проявиться в их активной включенности в решение социальных проблем, связанных с социальной защитой, поддержкой, социально-педагогическим сопровождением различных категорий детей, а также семей, имеющих детей.

Участники Конгресса едины во мнении о необходимости развития института социальных педагогов во всех социальных сферах. Необходимо остановить практику сокращения ставок социальных педагогов в образовательных учреждениях дошкольного, основного общего, среднего общего и профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Считаем нецелесообразным распределение отдельных социально-педагогических функций между другими участниками педагогического процесса.

Социальный педагог — специалист, способный многоформатно проанализировать социальную ситуацию развития ребёнка, её последствия для психосоциального развития молодого человека, грамотно поставить задачи и спланировать деятельность по их достижению, выстроить систему индивидуальной помощи конкретному воспитаннику и обучающемуся.

Социальный педагог способен привлечь ресурсы семьи, правоохранительных структур, медицинских и образовательных учреждений, детских и молодежных объединений и организаций, социозащитных учреждений, при необходимости готов выступить посредником для широких кругов общественности, депутатского корпуса в процессе решения проблем социализации и воспитания различных категорий детей и молодежи.

Повышение роли социальных педагогов в обществе, в свою очередь, требует повышения уровня их профессиональной подготовки. Благодаря деятельности учебно-методического объединения социальных педагогов в укрупнённую единицу «Психолого-педагогическое образование» включена социальная педагогика как направление профессиональной подготовки, разработан стандарт по направлению подготовки «Психология и социальная педагогика». Признавая продуктивность идеи объединения психологии и социальной педагогики как направления подготовки специалистов, считаем необходимым обратить внимание на сохранение специфики профессионального образования социальных педагогов, допустить вариант подготовки социальных педагогов как самостоятельного направления.

В практике подготовки социальных педагогов выявлен ряд проблем, препятствующих решению обсуждаемой темы.

Во-первых, в реализуемых учебных планах наблюдается явный недостаток учебных дисциплин социокультурной и правовой направленности, расширяющих общекультурный и юридический уровни социального педагога; учебных дисциплин, формирующих его коммуникативные, аналитические, прогностические, рефлексивные способности.

Во-вторых, считаем необходимым расширить круг субъектов, получающих социально-педагогическое образование, включая в него родителей (кровных, приемных, замещающих), специалистов органов опеки и попечительства, инспекций по делам несовершеннолетних, волонтеров; популяризировать социально-педагогические знания среди населения, используя ресурсы интернета, радио, телевидения, газет и журналов.

Предполагаем, что повышению качества профессиональной подготовки социальных педагогов в России будет способствовать непрерывное социально-педагогическое образование посредством преемственности образовательных программ среднего профессионального, высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Требуется дальнейшая активизация контактов учёных, разрабатывающих проблемы социальной педагогики, и передых специалистов отрасли в условиях модернизации российского общества.

А.В. Иванов