Конкурс «Социальный работник на селе:
мое призвание – социальная работа!»

            Вот уже семь лет, как я, работаю в должности социального работника.   В центр социального обслуживания населения, я пришла неслучайно. После окончания училища я  работала поваром в пансионате для престарелых граждан, где часто общалась с пожилыми людьми. Но пансионат «закрыли» и я осталась без работы. На работу в  центр социального обслуживания населения меня рекомендовала бывший директор пансионата. Когда освободилась должность социального работника в центре социального обслуживания, я без колебаний устроилась на вакантное место. Работать с престарелыми людьми мне нравится, поэтому на работу я хожу с удовольствием.

 У меня возникает потребность быть  нужной людям, и я получаю радость оттого, что помогаю им. У меня на обслуживании находится 10 человек. Это немощные, оставшиеся без попечения родственников, нуждающиеся в посторонней помощи и поддержке люди.  Все ежедневные заботы о них ложатся мне на плечи. Это покупка и доставка на дом продуктов питания и товаров первой необходимости; оказываю помощь в приготовлении пищи, доставляю обеды, воду, провожу уборку жилого помещения и выношу мусор, оплачиваю коммунальные услуги, сопровождаю в лечебное учреждение, оказываю помощь в оформлении документов и др. В основе моей работы с подопечными лежит общение. Я стараюсь выслушать, понять, объяснить, создать атмосферу доверия в беседе, найти общий язык с людьми которые становятся для меня родными. И они считают меня «своей», почти родной.

Так как дома моих подопечных находятся на больших расстояниях  от жизненно важных объектов и друг от друга, то у меня много времени уходит на дорогу. Поэтому,  начиная с  ранней весны и до поздней осени, я использую в своей работе велосипед.

В настоящее время в селе заработала сотовая связь. Я приобрела для личных целей сотовый телефон, но он стал для меня  необходимым и в работе. Если вдруг возникает какая-то неразрешимая ситуация, я могу сразу же связаться с заведующей и принять решение.

     В любой просьбе моего подопечного я не могу отказать, поэтому работа выходит за рамки должностной инструкции. Я стараюсь удовлетворить все их запросы, потребности и интересующие  вопросы.

            Комплексный центр социального обслуживания населения Башмаковского района работает с января 1994 года. Основное направление социальной работы в центре социального обслуживания и его отделений – это оказание всесторонней социальной  поддержки и адресной социальной помощи для наиболее уязвимых, социально незащищенных слоев населения: это граждане пожилого возраста и инвалиды.

В структуре КЦСОН имеется:
1) Четыре отделения социального обслуживания на дому.
2) Два стационарных отделения временного проживания престарелых граждан и инвалидов. Они открыты при участковых больницах в с. Соседка - на 8 мест и в с. Знаменское – на 15 мест.
3) Отделение срочного соц. обслуживания населения.
4) 15 мини-центров. Они открыты и работают при сельских администрациях.

В четырех отделениях социального обслуживания на дому обслуживается 322 чел. Их обслуживают 34 социальных работника.

Профессия социального работника на первый взгляд, не заметна, но сегодня без нее не обойтись. Социальные услуги все больше входят в нашу жизнь. Получая помощь у себя  дома, подопечные продолжают жить в привычной для них домашней обстановке до последнего: в дома интернаты поступают только тогда, когда становятся совсем беспомощными.

           Специалисты отделения социальной помощи на дому провели анкетирование среди граждан, находящихся на надомном обслуживании в КЦСОН, с целью выявления положительных и отрицательных моментов в работе отделений соц.обслуживания на дому. Из проведенного исследования сделаны следующие выводы, например:

1) Основной причиной обращения в КЦСОН является плохое состояние здоровья и потребность в уходе.
2) Большинство респондентов обратились в КЦСОН за помощью в первый раз и с момента обращения остаются клиентами центра, уже много лет.
3) О деятельности КЦСОН пожилые люди чаще узнают от работников КЦСОН, а уже потом от родственников и знакомых.
4) В основном востребованы социально-бытовые услуги.

Заведующие отделениями и социальные работники совместно со специалистами сельских администраций занимаются выявлением престарелых граждан и инвалидов,  нуждающихся в надомном обслуживании.

Проводят обследования материально-бытовых условий проживания этих граждан, а также и таких категорий граждан  как инвалиды и участники ВОВ, труженики тыла, ветераны труда, репрессированные граждане, герои социалистического труда и др.

На основании актов материально- бытового обследования,  в которых отражается просьба обследуемого, разрабатываются мероприятия по оказанию адресной социальной помощи конкретному лицу. Например: требуется заменить газовый или электрический счетчик, помочь отремонтировать забор или колонку и т.д. В контакт вступаем с различными службами и организациями:  Гор.газ,  Гор.сеть , ЖКХ и др.

 При заключении договоров при приеме на надомное обслуживание из перечня услуг клиенту выбирается лишь то, что ему конкретно требуется.

             Заведующие отделениями на дому провели хронометраж рабочего времени социальным работникам и рационально распределяют нагрузку на социального работника. Ежемесячно планируют количество клиентов для обслуживания на одного работника.

Специалисты отделений проводят консультативно-разъяснительную работу по вопросам социального обслуживания на дому и другим вопросам, касающимся социального обеспечения. Здесь сотрудничаем  с пенсионным фондом и УСЗН. Например, оформление субсидии, ветеранского удостоверения, отказ от соц. пакета и др.

Ежемесячно проводится «Школа социального работника». На занятиях мы знакомимся с различной информацией: например «О социальных гарантиях гражданам (труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным лицам) с 1 января 2007 г.» «О компенсационной выплате лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». Как провести инструктаж по предупреждению пожара в жилом помещении со своими подопечными. И др.

Для престарелых граждан и инвалидов, которые по состоянию здоровья  не могут выходить из своих квартир, социальный работник становится защитником их интересов, является связующим звеном между ними и окружающим миром. Заменить семью одинокому и одиноко проживающему пожилому человеку нельзя, но сделать все возможное, чтобы он перестал себя чувствовать одиноким - в наших силах.

Поэтому, в КЦСОН ежемесячно проводятся культурно-массовые мероприятия с пожилыми людьми, посвященные праздничным и памятным датам. Это Новый год, Международный женский день, День Победы, День пожилых людей и др.   Готовятся сценарии проведения праздников с чаепитием за круглым столом. Во время таких встреч пожилые люди тепло общаются между собой и поют задушевные песни.    Это дает им большой заряд бодрости. К тем клиентам, которые сами не могут дойти до центра, направляется транспорт. В мини-центрах специалисты сельских администраций совместно с работниками сельских домов культуры и библиотек организуют встречи и посиделки ветеранов.

Оказываем «Визиты внимания»- посещение на дому граждан 80-летнего возраста и старше. Поздравляем с юбилеями и вручаем им сувениры. В газете «Башмаковский вестник» публикуем поздравления юбилярам.

При КЦСОН работает столовая. Бесплатными обедами обеспечиваются малоимущие граждане, а платные обеды предоставляются престарелым которые не в состоянии приготовить сами себе пищу и получают пенсию выше прожиточного минимума. При КЦСОН работает парикмахер и массажистка в одном лице. Она принимает клиентов и на рабочем месте и посещает желающих на дому. При КЦСОН работает медсестра. Она следит за здоровьем наших подопечных: измеряет А.Д., делает инъекции, проводит консультации и др.

Специалистами отделения срочной социальной помощи  организуется сбор вещей б/у от населения и выдача ее нуждающимся гражданам. Занимаются оформлением престарелых граждан в областные дома – интернаты различного профиля.

Все мероприятия, которые проводят работники КЦСОН, необходимы старшему поколению. А молодежь должна быть надежной опорой для пожилых людей, вселять в них уверенность, что их не оставят наедине со своими жизненными трудностями.  

Мы, социальные работники и специалисты Комплексного центра Башмаковского района Пензенской области работаем под девизом:  «Отдавать ТЕПЛО ДУШИ - это социальная работа, потому что мы выполняем особую, благородную миссию: в своей деятельности мы имеем дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых мы берем на себя огромную ответственность.