ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ  ВИЗИТ  УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ

 

Ознакомление с опытом работы зарубежных коллег по обеспечению социальными услугами пожилых людей в сельской местности, взаимный обмен и обогащение новыми идеями в области социального обслуживания на селе, установление полезных контактов на будущее, общение – именно с такими основными целями осуществлен ознакомительный визит участников проекта в Великобританию,

После короткой остановки в Лондоне, куда 12 мая 2007 года прибыли участники проекта, они на микроавтобусе выехали в графство Корнуолл, расположенное на полуострове Корнуолл на юго-западе Великобритании.

По мере приближения к конечной точке 450-километрового маршрута все яснее становилось, что графство Корнуолл – это курортный и аграрный район юго-западной Англии, где сочетаются земледелие и животноводство. Протяженность побережья, имеющего много мелких бухт и заливов,  697 км. Мягкий климат, который определяет теплое течение Гольфстрим, позволяет выращивать теплолюбивые деревья, декоративные растения и кустарники, цветы. Особый колорит придают Корнуоллу цветущие в это время года вересковые пустоши, ухоженные палисадники и изгороди из камня у жилых домов, украшенные вьющимися растениями и кустарниками.

В Корнуолле проживает 520,3 тыс. человек, плотность населения низкая (1,2 человека на один кв. км). Население однородно по национальному составу: этнические группы составляют около 1 процента жителей (в Англии в среднем – 9 процентов). Рождаемость находится на уровне 9,1 на 1000 жителей (для сравнения: в Англии, Уэльсе рождаемость равна 11,5 на 1000 жителей).

Ожидается, что в течение 25 лет численность жителей Корнуолла в возрасте 65 лет и старше увеличится со 107,7 тыс. человек до 177,4 тыс. человек, то есть на 65 процентов. К 2028 году вдвое увеличится группа населения в возрасте 85 лет и старше (с 14,1 тыс. человек до 28,6 тыс. человек). Имена эта группа более всего будет нуждаться в помощи и услугах. Прогнозируется, что, по крайней мере, 17,7 тыс. пожилых людей будут находиться в состоянии депрессии, а около 7 тыс. человек – страдать различными формами слабоумия.

Непростая демографическая ситуация, высокая численность пожилых людей в составе населения (20,7 процента), обусловившие повышенное внимание к пожилым людям в области социального обслуживания, отчасти объясняют, почему именно Корнуолл выступил партнером российской стороны в проекте.

Совет графства Корнуолл, муниципальные социальные службы подготовили для коллег из России содержательную программу, включающую ознакомительные лекции, дискуссии, посещения социальных служб, встречи с работниками муниципального звена и представителями неправительственных организаций, занятых в секторе социального обслуживания. Российская делегация посетила города Труро (административный центр графства Корнуолл), Бодмин, Пензанс, Фалмос.

Приветствуя гостей из России, председатель Совета графства Корнуолл г-жа Д. Ансари отметила, что современное общество трудно представить себе без социальных служб, а сами социальные службы – без плодотворного обмена опытом между социальными работниками разных стран. Ее мнение поддержали представители лидирующей в Совете графства фракции партии либеральных демократов Д. Уолли и Н. Уокер. В дальнейшем г-н Н. Уокер, ответственный за обеспечение социального обслуживания взрослых (пожилых людей и лиц старше 18 лет, имеющих трудности в обучении), неоднократно встречался с участниками проекта, делился своими взглядами на настоящее и будущее развитие социального обслуживания.

Рабочая часть визита открылась встречей с одним из организаторов визита г-ном Р. Джонсом, директором социальных служб графства Корнуолл г-жой К. Тозер и ее коллегами: главным администратором Ш. Хили; помощником директора Х. Ламберт, многое сделавшей для планирования и организации визита; с Д. Ричардсом, ответственным за работу с трудно обучаемыми взрослыми людьми; Э. Растом, ответственным за вопросы планирования и развития социальных служб, партнерства с частным сектором и неправительственными организациями, предоставляющими социальные услуги; М. Квестендом, ответственным за вопросы финансирования социальных служб.

Рей Джонс – профессор, автор ряда исследований в области социальной работы, имеющий многолетний опыт на посту директора социальных служб графства Уилтшир – представил участникам проекта содержательный вводный обзор об истории и современной деятельности социальных служб в Соединенном Королевстве, который кратко можно суммировать следующим образом.

Так участники проекта узнали, что приоритеты государственной социальной политики, законодательство, система налогообложения в Соединенном Королевстве устанавливаются Парламентом и центральным Правительством. В свою очередь, парламенты Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии могут принимать собственные законодательные акты, действующие на данной части Соединенного Королевства. В этом есть и положительные, и отрицательные стороны: если местное законодательство позволяет полно и всесторонне учитывать интересы граждан непосредственно по месту их проживания, то одновременно оно может приводить к различиям прав граждан и обязательств государства перед ними.

Система управления имеет четыре уровня – центральное Правительство, советы графств, нижестоящие муниципалитеты, и далее городские или приходские советы.

Финансирование социальных служб осуществляется из нескольких источников. Налогоплательщики, уплачивая налог на доход и налог на добавленную стоимость, а также местные (муниципальные) налоги, формируют доходную часть бюджета. Около 70 процентов собранных общенациональных налогов возвращаются на места, в том числе на социальные программы и финансирование социальных служб. Около 10-15 процентов необходимых финансовых средств выделяется из муниципальных бюджетов. Некоторая часть средств поступает от пользователей социальных услуг в виде согласованной платы (примерно 10 процентов суммарной стоимости услуг, шкала оплаты устанавливается советами графств по своему усмотрению). И, наконец, средства поступают от благотворительных организаций, различных фондов, принимающих участие в финансировании социальных услуг населению. При этом некоммерческий сектор социального обслуживания частично финансируется государством.

Набор оказываемых социальных услуг и группы получателей определены национальным законодательством Великобритании. Существует два типа законодательных актов: содержащие нормы, строго обязательные для исполнения, и нормы, которые могут быть реализованы в графствах по своему усмотрению. Хотя в последнее время усиливается роль местного законодательства, национальное законодательство устанавливает общие рамки. Этой же цели служат нормативные акты центрального Правительства и указания о методах работы.

В последние 10-15 лет центральное Правительство значительно усилило деятельность по контролю исполнения на местах норм национального законодательства, различного рода указаний и предписаний, применяя для этого различные способы: предоставление грантов муниципальным советам (оговаривается, на какую деятельность, на какие цели и кому предоставляется грант, каковы ожидаемые результаты); установление общенациональных стандартов (в части оказания социальных услуг лицам пожилого возраста и трудно обучаемым взрослым действует 32 национальных стандарта); установление набора национальных стандартов для каждого вида услуг; проведение оценки деятельности по критериям, содержащимся в национальных стандартах;  создание национального инспектората, проверяющего качество оказания услуг и имеющего свои отделения в графствах (15-20 инспекторов в каждом отделении).

Как подчеркнул Р. Джонс, национальные стандарты социальных услуг не представляют собой застывшую форму, они постоянно пересматриваются. Как правило, стандарт устанавливается сроком на несколько лет, но отдельные стандарты  совершенствуются ежегодно или дважды в год. По результатам проведенной оценки муниципалитетам присваивается определенная степень соответствия стандартам (от одной до трех звездочек).

Немаловажен вопрос, кому предоставляются социальные услуги. Дети в трудной жизненной ситуации; взрослые люди с трудностями в обучении; лица, имеющие проблемы и трудности, вызванные состоянием физического и психического здоровья; пожилые инвалиды. Таковы основные категории получателей социальных услуг в Великобритании. Однако это не означает, что все лица с признаками инвалидности автоматически получают социальные услуг. Каждый муниципалитет определяет уровень трудностей, имея которые, человек может рассчитывать на помощь социальных служб, и проводит индивидуальную оценку нуждаемости в услугах, руководствуясь установленными национальными критериями.

Процесс оценки нуждаемости достаточно сложен, проводится группой специалистов на дому или в период временного пребывания в специализированном учреждении. В итоге обратившееся лицо получает различные услуги – от совета и консультации до непосредственных социальных услуг, предоставляемых государственными социальными службами либо оплачиваемых государством. Распространены психотерапия, семейная терапия, практические услуги (личный уход, бытовые услуги помощника по ведению хозяйства). Услуги нацелены на то, чтобы человек с ограниченными возможностями мог использовать весь свой потенциал, как можно дольше оставался дома. Дневные центры, дома временного пребывания, помощь клиенту в выходе из дома, помощь семьям, обеспечивающим родственный уход на дому – такие организационные формы являются наиболее распространенными. Когда все имеющиеся варианты помощи и ухода исчерпаны, рассматривается вопрос о переходе в дом-интернат или в дом инвалидов (для лиц, нуждающихся в постоянном медицинском обслуживании).

В 1940-е годы для Великобритании были характерны многоместные социальные учреждения (психиатрические больницы, дома-интернаты вместимостью до 1,5 тыс. человек), материальная база  которых оставляла желать лучшего. В 1960-е годы эти учреждения были закрыты, ускоренно создавались небольшие по численности проживающих учреждения (дома-интернаты на 50-80 пожилых людей или на 15-20 инвалидов). Построенные в 1970-е годы здания учреждений используются до сих пор. Существенные изменения политики в области социального обслуживания произошли в 1980-е годы, когда была установлена новая цель: сократить зависимость от стационарных учреждений, предоставляя как можно больше услуг на дому. В 2000-е годы упор делается не на социальные услуги, как таковые, а на создание (поддержание) независимого проживания. Считается, что клиент вправе самостоятельно регулировать свою жизнь, для этого упор делается на предоставление более широких возможностей выбора при принятии самостоятельных решений.

Схематически изменение концепции оказания социальных услуг можно представить таким образом:

1940-е годы

TO

Люди работают для людей

1960-е годы

FOR

Работаем вместе

1980-е годы

WITH

Работаем совместно дома

2000-е  годы

BY

Выбираем сами

В 1997 году эти изменения были закреплены в национальном законодательстве. Муниципалитеты обязаны выделять гражданам средства на приобретение услуг, если они хотят и могут самостоятельно контролировать свою жизненную ситуацию. Иной стала и позиция социальных служб, она состоит в том, чтобы содействовать выбору и контролю со стороны клиента, облегчать ситуацию и предоставлять возможности, способствовать интеграции в общество и восстановлению нормального состояния, уметь слушать клиентов внимательно. По мнению коллег из Великобритании, “…сегодня недостаточно того, чтобы предоставлять уход и быть добрыми с клиентами”. Хотя в контексте нового курса социальных служб значительно вырастает риск неверного решения со стороны клиента, осознание человеком своей личностной ценности, выход из зависимости от социального работника оправдывают риск.

                Карол Тозер, директор социальных служб Корнуолла, подробно рассказала о том, какие социальные проблемы и какими методами решают муниципальные социальные службы графства, подчеркнув, что в Корнуолле “…красота природы маскирует проблемы”.

Средняя заработная плата жителей графства ниже, чем в среднем в Англии (329 фунтов в неделю против 429 фунтов в неделю). На западе графства расположены “районы существенной нужды”. Пособия по безработице получают 49,0 тыс. человек, из них 27,0 тыс. человек – инвалиды или длительно болеющие люди. При довольно больших расстояниях между населенными пунктами общественный транспорт развит недостаточно, а значительная часть населения не имеет собственных автомашин. Прежде всего, это затрудняет повседневную жизнь пожилых людей. Корнуолл представляет собой курортную зону, поэтому стоимость жилья здесь высока, а государственного жилья мало. Свыше 15 тыс. семей являются очередниками на получение государственного жилья. Жилые дома, как правило, не приспособлены для проживания пожилых людей и инвалидов и организации ухода на дому: имеют узкие дверные проемы, много крутых лестниц и ванные комнаты, расположенные на втором этаже. В летний период численность населения значительно возрастает, что создает дополнительную нагрузку на муниципальные службы, а преступность в летние месяцы увеличивается на 10 процентов. В регионе проживает около 30 тыс. мигрантов из стран Восточной Европы, требующих определенного внимания.

В реальной социально-экономической ситуации цель деятельности муниципальных социальных служб Корнуолла заключается в том, чтобы преобразить жизнь нуждающихся в поддержке людей так, чтобы они смогли максимально возможным образом распоряжаться своими судьбами, быть счастливыми. Это означает, что необходимо создать условия для самостоятельности людей, для того, чтобы они сами могли за собой ухаживать.

               Соответственно этому деятельность социальных служб планируется и осуществляется таким образом, чтобы достигнуть результатов, которые ожидает получить общество в целом и нуждающиеся в поддержке люди в отдельности: это повышение качества жизни и улучшение состояния здоровья; содействие экономическому благосостоянию; создание условий для обеспечения позитивного вклада в развитие; обеспечение достоинства и отсутствие дискриминации; обеспечение права выбора и контроля оказываемых услуг.

Основные группы обслуживаемых лиц – пожилые люди и взрослые с трудностями в обучении, с психическими проблемами (совместно с органами здравоохранения), с инвалидностью по физическому состоянию, с проблемами наркомании и алкоголизма. Особое снимание уделяется тем, кто обеспечивает уход на дому за нетрудоспособными, длительно болеющими родственниками.

Поскольку оказание социальных услуг начинается только после проведения индивидуальной оценки нуждаемости, работники социальных служб Корнуолла провели в 2005-2006 годах свыше 12,8 тыс. новых оценок нуждаемости, 25,4 тыс. переоценок установленных ранее услуг, провели оценку ситуации 13 тыс. человек, обеспечивающих уход на дому своими силами. В 77 процентах случаев работа по оценке или переоценке нуждаемости началась уже на следующий день после обращения.

Еженедельно уход на дому получают 4,3 тыс. человек в 4,2 тыс. семей. Всего обеспечивается 33,3 тыс. часов ухода на дому (в среднем 8 часов на одну семью), в том числе 9,3 тыс. часов предоставляют специалисты муниципальной службы домашнего ухода, а 23,3 тыс. часов – работниками негосударственных агентств и служб .

Центральным Правительством установлено правило, по которому гражданин, имеющий сбережения или имущество на сумму свыше 21 тыс. фунтов, при необходимости получения социальных услуг оплачивает их из собственных средств. Когда располагаемая сумма становится ниже установленной, гражданин получает финансовую поддержку на требуемые в соответствии с индивидуальной нуждаемостью социальные услуги. Суммы, получаемые с граждан в качестве платы за социальные услуги, различны во всех графствах.

Большинство пожилых жителей Корнуолла “…богаты имуществом, но бедны доходами”, испытывают затруднения при оплате услуг, поэтому установленная максимальная плата за услуги по уходу, взимаемая с них, составляет 210 фунтов в неделю. Две трети выделяемых бюджетных средств муниципальные социальные службы направляют на социальное обслуживание пожилых людей. При этом исходят из того, что клиенты обязательно должны получить все, что им полагается, поскольку они участвуют в оплате оказываемых услуг.

Муниципалитет закупает для пожилых людей и других нуждающихся граждан необходимые услуги у 80 различных частных учреждений и иных организаций, в том числе пакеты услуг по уходу на дому, кормлению на дому, а также обслуживанию в домах-интернатах, поскольку муниципальных домов-интернатов в Корнуолле нет.

В течение февраля 2007 года 808 семей получили помощь по программе “Интенсивный домашний уход” (более 10 часов или шесть и более визитов каждую неделю). Оказана помощь в проживании в привычных домашних условиях 6927 пожилым людям, 3681 взрослому человеку с физической инвалидностью, 1762 людям с психическими проблемами. Финансовую помощь для оплаты проживания в домах-интернатах получили 2420 пожилых людей.

На 10000 взрослого населения Корнуолла приходится 3,5 квалифицированного социального работника, (в среднем в юго-восточной части Англии этот показатель равен 11,5 на 10000 взрослых). Социальные работники осуществляют оценку нуждаемости и планирование социальных услуг.

В связи с провозглашенным центральным Правительством курсом муниципальные социальные службы лимитируют доступ к социальным услугам. Чтобы получить услуги, человек должен испытывать крайнюю нужду в них, находиться в трудных жизненных обстоятельствах. У такого подхода есть и моральный аспект, поскольку меньшее число людей будут получать и меньше социальных услуг.

Особенность ситуации состоит в том, что органы здравоохранения прямо подчиняются центральному Правительству, тогда как социальные службы находятся в подчинении муниципалитетов.

Это побуждает менеджеров, работающих в области здравоохранения и социального обслуживания, постоянно координировать свою деятельность, находить эффективные пути взаимодействия. Общие цели улучшения качества жизни и здоровья, обеспечения благополучия достигаются путем разработки интегрированных стратегий ухода, объединения ресурсов, создания мультипрофессиональных групп, создания единой компьютерной базы данных.

Найджел Уокер, представляющий политическое звено руководства социальными службами, и Карол Тозер, ответственная за административное руководство, совместно провели дискуссию, посвященную непростой теме взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти, их умения и возможностей обеспечить функционирование и развитие социальных служб.

Они высказали согласованное мнение о том, что первоначально политические деятели должны устанавливать политические ценности и цели, отвечающие интересам общества и человека, а административные работники – выявлять интересы и нужды конкретных людей. При этом их деятельность осуществляется в рамках политических ценностей.

И политики, и администраторы в Корнуолле убеждены в том, что важны не сами по себе услуги, а достигнутый результат. Чтобы добиться хороших результатов, на политическом уровне необходимо тщательно анализировать ситуацию, а на административном – добиваться поставленных целей посредством системы менеджмента, обеспечивая получение хороших результатов в пределах выделенных средств. Следует согласовывать критерии, по которым определяется результативность проводимой работы, постоянно сверяться с национальным законодательством, не упускать из виду местные особенности, согласованно управлять кадрами и распределять ресурсы.

Общий курс на обеспечение независимости и самоопределение людей, пользующихся социальными услугами, выразился в том, что в течение года Н. Уокер и К. Тозер провели 25 встреч и представителями общественности, озабоченными вопросами доступности и качества услуг, готовности социальных служб выполнять публичные обязательства государства. Работа в партнерстве представителей двух ветвей власти способствует тому, чтобы люди пользовались необходимыми им услугами в нужном месте и в нужное время.

Результаты работы социальных служб для взрослых измеряются по 21 показателю, в том числе по числу клиентов, которые обслуживаются на дому; срокам поставки оборудования, необходимого для обслуживания клиентов в домашних условиях; срокам проведения индивидуальной оценки нуждаемости; числу обратившихся за услугами, чьи дела рассматривались социальными службами; числу людей, поступивших в дома-интернаты; числу проведенных оценок нуждаемости в помощи лиц, обеспечивающих уход на дому за своими престарелыми родителями или детьми с признаками инвалидности по физическому состоянию или с трудностями в обучении.

Ежегодно в мае все 150 муниципалитетов Англии готовят, представляют правительству и публикуют отчет, содержащий самооценку своей деятельности по разлитию социальных услуг. Отчет строится на ответах на 306 вопросов, содержит необходимые статистические данные, учитывает мнение независимого инспектора, встречи с которым проходят не реже одного раза в три месяца. На этих встречах в присутствии клиентов социальных служб рассматриваются достижения, проблемные вопросы и планы социальных служб на будущее.

Все муниципалитеты Англии ежегодно участвуют в так называемом “звездном рейтинге”, получая по итогам проведенных оценочных процедур нулевой рейтинг, одну, две или три звезды. В настоящее время рейтинг социальных служб Корнуолла оценивается одной звездой.

Полученная на первых встречах информация, ответы британских коллег на вопросы помогли российским участникам лучше понять работу социальных служб непосредственно на местах, в частности в Северном Корнуолле, занимающем одну треть площади графства.

Маргарет Грин, менеджер по оказанию социальных услуг взрослым в Северном Корнуолле, встретила делегацию в Дневном центре, расположенном в г. Бодмин. Она подчеркнула, что ежемесячно поступает около 700 запросов, и во всех случаях в возможно короткий срок проводится оценка нуждаемости. При том условии, что равный доступ к услугам остается основополагающим принципом, каждый муниципалитет (и муниципалитет Корнуолла не составляет исключения) обязан сделать заявление о том, каким группам населения и при каком уровне нуждаемости услуги будут предоставляться в первую очередь.

В Северном Корнуолле приоритетными группами клиентов социальной службы являются взрослые люди с трудностями в обучении; лица, нуждающиеся в помощи трудотерапевта после перенесенного инсульта; лица с потерей чувствительности и расстройствами слуха.

В рамках нового курса приоритетное право на услуги имеют люди, находящиеся в критической ситуации. Соответственно число обслуживаемых сократилось, но сложность случаев значительно возросла.

Основная часть услуг на дому и в условиях проживания в домах-интернатах закупается у различных организаций. Хотя закупка услуг у сторонних поставщиков позволяет рационально расходовать средства муниципального бюджета, усложняется контроль качества услуг. Кроме того, не всегда удается своевременно подобрать поставщика услуг, необходимых конкретному клиенту. Договоры на оказание услуг заключаются с организациями-поставщиками для каждого клиента индивидуально, одновременно на контроле находится более 6 тыс. договоров. Чтобы поддержать мобильность социальной службы, введен участковый принцип, офисы службы работают в поликлиниках.

Большое значение имеет работа по приспособлению жилых помещений к самостоятельному проживанию людей с ограниченными возможностями передвижения и/или самообслуживания, чтобы отсрочить переход в дом-интернат. Этой же цели способствуют и дневные центры, нередко работающие в комплексе с домом-интернатом..

В Северном Корнуолле 18 домов-интернатов – частных или принадлежащих некоммерческим организациям. Один из таких домов-интернатов – Ателстон Хаус, рассчитанный на 41 место для постоянного проживания и 30 мест в дневном центре. Места в этом учреждении частные (полностью оплачиваются клиентом), субсидированные (пребывание оплачивается государством и самим клиентом), а также полностью оплачиваемые государством и предназначенные для граждан с низкими доходами.

Жизнь в Ателстон Хаус организована весьма целесообразно. Это учреждение имеет регулярно возобновляемую лицензию сроком на 12 месяцев. С клиентами работают 20 человек, деятельность которых также подлежит лицензированию. Принимаемый на работу обязан предоставить администрации дома-интерната официальный документ об отсутствии судимостей, ему устанавливается испытательный срок. Подготовка персонала осуществляется непосредственно на рабочем месте, обязательным является курс по уходу за лежачими больными. За небольшой группой клиентов закрепляется определенный работник, что позволяет улучшить взаимодействие между персоналом и клиентами. Медицинское обслуживание осуществляется местными службами здравоохранения, но для работников дома-интерната обязательно знать и уметь оказывать доврачебную помощь.

Кристина Дей, менеджер Ателстон Хаус, ответила на один из вопросов, особенно заинтересовавший гостей из России: почему пребывание в частном доме-интернате обходится дешевле, чем в государственном? Поскольку из всех установленных источников оплачивается не место в доме-интернате, а пребывание в нем конкретного человека, дом-интернат, как правило, заполнен полностью в отличие от государственных учреждений, заполненных в среднем на 93 процента. Из работников формируются многопрофильные группы, тем самым расширяется зона обслуживания, сокращаются расходы. Кроме того, делается все возможное, чтобы минимизировать расходы, конечно, без ущерба для интересов клиентов. Это можно пояснить на простом примере. Стирка постельного белья в специализированном учреждении обходится дешевле, чем в самом доме-интернате, где для этого потребовалось бы содержать дополнительный персонал. Как и в семье, стирка носильных вещей, осуществляется по мере необходимости, и поручена работникам, закрепленным за группой клиентов.

Средний возраст проживающих в Ателстон Хаус – 90 лет, но некоторые клиенты уже приближаются к 100-летнему возрастному рубежу. Участникам проекта посчастливилось познакомиться и сфотографироваться с Олив Пирс, которая проживает в доме-интернате в течение 12 лет. Она имеет многочисленных родственников, регулярно навещающих ее. Достигнув 98-летнего возраста и имея слабое здоровье, О. Пирс сохраняет интерес к окружающему миру, ее чрезвычайно заинтересовала встреча с россиянами. Решение переселиться в дом-интернат пришло к ней и ее родственникам не сразу, а после посещения в течение длительного времени дневного центра, расположенного под одной крышей с домом-интернатом. Такой путь наиболее приемлем с социальной и экономической точек зрения как для общества в целом, так и для конкретных людей и их семей.

В Северном Корнуолле, наряду с частными учреждениями, развита сеть дневных центров и других социальных служб, принадлежащих и управляемых некоммерческими организациями. Участники проекта во время посещения дневного центра организации “Age concern” (“Забота о старости”) встретились с представителями ряда некоммерческих организаций (“Корнуоллский общественный сельский совет”, отделение Британского Красного Креста, центр добровольцев, Женская Королевская добровольческая служба и другие).

Трейси Роуз, административный директор “Age concern” в Корнуолле, поделилась полезной информацией о том, какие ценности поддерживают, как планируют и осуществляют свою деятельность по оказанию услуг некоммерческие организации Корнуолла. Выражая взгляды общественности, Т. Роуз остановилась на наиболее общих проблемах пожилых людей в Корнуолле.

На первое место поставлены проявления в быту эйджизма – дискриминации по признаку возраста, которые случаются при оформлении страховок, кредитов и в других подобных случаях. Предвзятое отношение к человеку по причине его возраста препятствует реализации интересов пожилых людей, их уверенности в себе, как равных и уважаемых членах общества. Решению проблемы будет способствовать закон о равных возможностях для всех.

Второй по значимости является проблема транспортного обслуживания. Общественный транспорт в Корнуолле развит слабо, содержание собственного автомобиля многим пожилым людям не по карману, поэтому поездка в больницу, расположенную в центре графства, становится для многих пожилых людей непреодолимым препятствием. Некоммерческие организации, в том числе “Age concern”, оказывают пожилым людям транспортные услуги по доступным ценам

Один из десяти пожилых людей существует в основном на пособия, однако не все пожилые люди осведомлены о возможностях получения государственной социальной помощи. Сложно и оформление документов. Преодолеть проблему помогает представительство интересов пожилых граждан в различных учреждениях, помощь в составлении необходимой для получения пособий документации.

Доступ к услугам здравоохранения и здоровое питание имеют в пожилом возрасте существенное значение. Учреждения здравоохранения не заинтересованы в предоставлении мест пожилым людям, которым не всегда доступны здоровый образ жизни, соответствующее возрасту и состоянию здоровья питание. Добровольцы помогают пожилым людям осваивать системы физических упражнений, а приглашенные повара учат их готовить с небольшими затратами времени и сил здоровую и недорогую пищу.

У многих пожилых людей увеличение продолжительности жизни сопровождается появлением заболеваний, требующих постоянного постороннего ухода в доме-интернате или в специализированном учреждении здравоохранения. Определенной части пожилых людей приходится продавать свои дома или имущество, чтобы оплачивать дорогостоящий уход. В данном случае неправительственные и некоммерческие организации помогают пожилым людям консультациями, как получить необходимую финансовую помощь со стороны властей.

Проблемой стало закрытие почтовых отделений в малых деревнях. Почтовое отделение в деревне – это место встречи и общения людей, возможность не допустить изоляции, поэтому общественность добивается сохранения почтовых отделений в таких населенных пунктах.

Жилые дома в сельской местности, нередко построенные один – два века назад, не имеют удобств, необходимых для пожилых людей, не приспособлены для организации ухода на дому. Добровольцы помогают пожилым людям не только советами на тему, как переоборудовать свое жилье, но и оказывают практическую помощь.

В Корнуолле 55 тыс. человек ухаживают на дому за своими родственниками. Необходимость делать это в течение продолжительного времени порождает у них физическую и эмоциональную усталость, ведет к сложностям на работе, а иногда и лишает возможности трудиться, бывать на общественных мероприятиях. Нередки случаи, когда ухаживающее лицо старше своего подопечного. И социальные службы, и представители общественности едины в понимании того, что “…об ухаживающих тоже кто-то должен позаботиться”, и достигают этого свойственными им методами.

И, наконец, одна из универсальных и трудноразрешимых проблем пожилых людей – их одиночество и вынужденная изоляция от общества. “Age concern” проводит мероприятия, в результате которых устанавливаются и поддерживаются контакты не только людей одного поколения, но и принадлежащих к разным поколениям.

Age concern” имеет транспортные службы, обеспечивает помощь на дому, добровольцы помогают ухаживать за домашними животными, поддерживают общение и осуществляют информирование пожилых людей. “Ланч вместе” – одна из популярных программ, когда добровольцы посещают на дому пожилых людей, за чашкой чая обсуждают с ними насущные вопросы, делятся местными новостями.

Ежегодно “Age concern” формирует список услуг, которые может оказывать. Услуги по ведению домашнего хозяйства, доставке продуктов оплачивают сами клиенты. Из муниципального бюджета по контракту поступают средства на обслуживание 10 тыс. мест в дневных центрах “Age concern”. Небольшой взнос делают и клиенты центров, а в некоторых случаях оплачивают свое пребывание в центре полностью. Транспортная служба содержится за счет средств, выделенных на здравоохранение, так как именно органы здравоохранения заинтересованы в своевременной доставке пациентов в больницы. Большинство контрактов заключается сроком на три года, с органами здравоохранения – на один год. Ведется сбор средств на благотворительных мероприятиях. Наряду с этим, постоянным источником поступления средств является продажа страховых полисов. Годовой бюджет “Age concern” достигает 4 млн. фунтов, из них только 50 тыс. фунтов составляют поступления от продажи страховых полисов, добровольных пожертвований и сбора средств.

Нередко добровольцами становятся бывшие клиенты, средний возраст добровольцев – около 70 лет. Часто сотрудничество с организацией продолжается на протяжении 10-15 лет. Молодежи в добровольческой среде немного, чаще всего они сотрудничают с организацией в период практики.

Сбор средств, получение контрактов, привлечение добровольцев создают объективные трудности в работе. Лоббируемые “Age concern” вопросы и предлагаемые решение могут вступать в противоречие с официальной точкой зрения. С целью нахождения приемлемого решения вместе с местными властями создан Форум пожилых людей. “Age concern” существует в Корнуолле 35 лет, а общенациональная сеть – более 100 лет, что свидетельствует о жизненности целей и успешности организации.

Поскольку во встрече участвовали и представители других некоммерческих организаций, возник вопрос о конкуренции внутри добровольческого сектора. Да, подтвердили британские коллеги, конкуренция существует в части получения контрактов, сбора средств на реализацию проектов и привлечения добровольцев, однако она не должна подрывать доверие клиентов к добровольческим организациям и качеству предоставляемых ими услуг. Именно поэтому изыскиваются формы обмена информацией, взаимодействия. Нередко клиент может быть переадресован к другой организации, поскольку именно там ему могут предоставить более подходящие услуги. Действует Форум организаций добровольческого сектора – инструмент диалога, способствующий взаимопониманию и развитию.

Новые грани работы в интересах уязвимых групп населения открылись участникам проекта во время посещения Центра “Дж. Дениэлс” для взрослых людей с трудностями в обучении (г. Пензанс). Задача Центра – не только обеспечить дневное пребывание трудно обучаемых взрослых, но по мере возможности дать им полезные знания и навыки, раскрыть способности, а иногда и найти подходящее занятие, приносящее доход.

Центр, который содержится на средства муниципального бюджета, рассчитан на 85 посещений в день, нередко клиенты приходят на занятия (или приезжают на предоставленном Центром транспорте) вместе со своими близкими. Работает кабинет физиотерапии, проводятся обучение способам легкого чтения, музыкальные и спортивные занятия (плавание, гимнастика, крикет, теннис, хоккей). В теплицах, гончарной мастерской, кружке рисования людям с трудностями в обучении помогают найти занятие по душе и способностям, почувствовать себя достойными членами общества. Клиенты Центра работают в садоводческом хозяйстве, им помогают организовать выставки картин, изделий из керамики,

Один из примеров общественного признания возможностей людей с трудностями в обучении – неоднократные выставки картин Зои Вилтон, которая в течение длительного времени посещает Центр. Яркие, экспрессивные полотна притягивают взгляд, их охотно покупают местные жители и гости Корнуолла.

В Пензансе пользуется популярностью ресторан быстрого питания, где основную часть персонала составляют питомцы Центра. Горожане привыкли к тому, что в этом ресторане их обслуживают медленнее, чем в других подобных заведениях общественного питания, что иногда приходится повторить свою просьбу, но считают правильным решение о создании рабочих мест для сограждан, испытывающих  трудности в обучении, с уважением относятся к их труду. Ресторан приносит стабильный доход, и работники, имеющие ограниченные возможности, получают достойный заработок.

В Центре “Дж. Дениэлс” для российских участников проекта была организована встреча с представителями организаций “Смотреть в глаза реальности” и “Люди на первом месте”, объединяющих трудно обучаемых взрослых и представляющих их интересы в партнерстве со здоровыми людьми. Поиск путей реализации права выбора приемлемой стратегии развития личности, помощи и ухода, способов узнать и понять нужды людей с трудностями в обучении – вот существо работы названных организаций. Ежегодно организации проводят общие собрания, выбирают председателя. Ежеквартально организуются встречи активистов для рассмотрения актуальных вопросов.

Участники проекта познакомились с 25-летней Серой Томас, активисткой организации “Люди на первом месте”. Девушка, испытывающая определенные сложности в обучении, пришла на встречу в сопровождении мамы, но она чувствует себя достаточно уверенно, рассказывая о своей работе в комиссии по финансированию мероприятий, проводимых муниципальными социальными службами и неправительственными организациями в данном секторе социальных услуг.

Обсуждение наиболее перспективных подходов к решению вопросов социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями получило продолжение во время посещения интерната для трудно обучаемых взрослых “Ловена” (г. Пензанс) с отделениями постоянного и временного проживания.

Главная задача интерната – предоставить передышку как взрослым людям, нуждающимся в постоянном уходе, так и ухаживающим за ними родственникам. В сфере деятельности интерната (на 18 мест) постоянно находится около 100 семей. Каждая семья может пользоваться услугами интерната в течение 20 дней в году. Пребывание клиентов в интернате оплачивается муниципалитетом и семьей, что обе стороны рассматривают как проявление солидарности. В интернате имеется два отделения с разным уровнем услуг, работают 40 человек, для которых установлен гибкий график (37, 23 или 18,5 часов в неделю при максимальной продолжительности рабочей недели 48 часов).

Сотрудники интерната напомнили гостям о том, что новый курс в области оказания услуг, принятый в 2001 году центральным Правительством, уже в названии – “Ценить людей” – заключает одновременно свою главную цель и средство ее достижения. Курс базируется на принципах приоритета права, независимости, собственного выбора и включенности в жизнь общества. Каждый человек, какой бы трудной ни была его ситуация, должен по мере своих возможностей участвовать в планировании стратегии оказания услуг, иметь возможность выразить свои пожелания сегодня и на будущее, иметь ясную информацию о предоставляемых услугах, положительные впечатления, находиться в комфортной обстановке и иметь согласованную индивидуальную программу, нацеленную на развитие личности.

Конечно, выбор, сделанный обслуживаемым человеком, содержит в себе определенный элемент риска. Однако с каждодневным риском встречаются на своем пути и здоровые люди. Возможность принимать решения относительно своей жизни, разумный риск помогают человеку сохранить самоуважение. Право выбора реализуется, начиная с самого малого. Например, для удобства клиентов установлен гибкий график приема пищи.

Из идеи выбора, контроля своей жизни и независимости следует применяемый в последнее время механизм прямых выплат из бюджета на приобретение необходимых услуг. В результате индивидуальной оценки специалисты социальной службы определяют, сколько часов ухода в неделю необходимо клиенту и сколько этот уход будет стоить в денежном выражении (из расчета 9 фунтов в час, хотя размер почасовой выплаты может быть различным в зависимости от возможностей бюджета). Полученная сумма средств передается клиенту или его семье, чтобы они наняли по договору помощника по уходу. В Корнуолле работает 262 негосударственных дома-интерната для постоянного и временного проживания и 80 агентств, предоставляющих услуги, За социальными службами сохраняется обязанность помощи клиенту в выборе учреждения или агентства по уходу и ежемесячного мониторинга обеспеченности клиента услугами, определенными социальной службой.

Деловая часть программы пребывания в графстве Корнуолл завершилась содержательной встречей с группой менеджеров социальных служб, здравоохранения и представителями некоммерческих организаций, в которой участвовали Н. Уокер, К. Тозер, Э. Раст. Т. Роуз. Обсуждались многие вопросы: помощь жертвам бытового насилия, работа телефонных линий доверия, подготовка пожилых людей к выписке из больницы, организация временного помещения пожилых людей в фостерную семью, взаимодействие с добровольческим сектором, финансирование системы социального обслуживания, повышение качества социальных услуг и другие. Это далеко не полное перечисление рассмотренных вместе вопросов говорит о сходстве профессиональных интересов коллег из России и Великобритании.

 

 

Мнение участника проекта

Алексей Волков:

“Для меня был сломан стереотип англичанина – сдержанного, гордого, замкнутого и невозмутимого человека. Группе везде был оказан радушный прием. Британскими коллегами проявлено гостеприимство и дружелюбие. Поразила высочайшая культура во всем – от порядка на улицах, непревзойденных английских газонов и до “порядка” в умах…

В социальном обслуживании населения Великобритании в сельской местности существуют проблемы, характерные для всего международного сообщества. Они схожи с российскими проблемами. Здесь создана и действует стройная система социальной защиты населения, хорошо поставлена работа с лицами с ограниченными возможностями. Используются современные методы и технологии социальной работы. По существу, реализуется новая прогрессивная модель социального обслуживания пожилых людей и инвалидов. В ее основе – задача повышения качества жизни нуждающегося в социальных услугах населения и индивидуальный подход к каждому человеку.

Отрабатывается принципиально новый подход к определению критериев эффективности социальных услуг, когда за основу взят принцип нуждаемости, а не потребности. Действует четкая система оценки нуждаемости.

С британской стороны проведена большая организационная работа, которая плодотворно повлияла на весь процесс ознакомительного визита, в частности подготовлен объемный и разнообразный раздаточный материал на русском и английском языках, подобраны разноплановые социальные объекты для посещения, организованы интересные встречи с работниками социальных служб и представителями добровольческого сектора.

Функции социальных работников Великобритании несколько отличаются от функций их коллег из России. Они не выполняют работу по представлению услуг сами, а организовывают этот процесс, выступают в качестве «штурмана». Обязанность социального работника – организация экспертной оценки нуждаемости в социальных услугах, советы о получении помощи и финансовой поддержки на уход, налаживание связей с родственниками или друзьями.

При этом в центре внимания всегда находится клиент, чувствующий себя как личность и имеющий право выбора.

В ходе обмена опытом достигнуто взаимное обогащение идеями, обогатилось представление о путях их реализации. Ведь старение населения в мире – одна из универсальных проблем, которая будет определять концепцию социальной политики государств на ближайшую и более отдаленную перспективу. Это касается и России, и Великобритании...” 

 

 

На обратном пути в Лондон участники проекта сделали остановку в г. Бристоль – восьмом по численности населения (400 тыс. человек) и седьмом в рейтинге популярности городе Великобритании.

В муниципалитете г. Бристоля гостей из России приветствовала Анни Хадсон, директор социальных служб города. Она отметила, что 85 процентов пожилых горожан не пользуются социальными услугами, но время от времени им нужны консультации, психологическая поддержка, помощь в приспособлении жилья к изменяющимся функциональным возможностям, доставка горячего питания и многое другое, чтобы поддержать на достойном уровне качество их жизни.

Муниципалитет Бристоля содержит 13 домов-интернатов для пожилых людей, в том числе 5 интернатов для лиц со старческой деменцией, а также закупает и распределяет услуги по уходу в частном и добровольческом секторах. Открыто 5 дневных центров по оказанию социальных услуг для взрослых людей с ограниченными возможностями.

Для обеспечения быстрого реагирования на социальные нужды жителей города в составе муниципальной социальной службы сформированы группы специалистов: по обеспечению независимого проживания в домашних условиях инвалидов от 16 до 65 лет; по работе с представителями этнических групп; по проведению прямых выплат на уход; по обеспечению деятельности специальных жилых домов и другие.

 

 Мнение участника проекта

Надежда Коротких:

“Во время пребывания в г. Бристоле я с большим интересом ознакомилась с системой социального обслуживания в этом городе, посетила учреждение, предоставляющее услуги по долгосрочному найму жилого помещения. На территории города действует 11 специальных жилых домов для пожилых людей с предоставлением им социальных услуг, где созданы комфортные условия проживания. Разработана система дополнительных услуг. Средний возраст проживающих – 86 лет. Пребывание в таком учреждении оплачивается самим человеком (около 500 фунтов в неделю), но если собственных средств недостаточно для оплаты, муниципалитет добавляет необходимую сумму. Ведется строительство еще нескольких подобных учреждений.

У пожилого человека есть гарантия достойно провести свои преклонные годы”. 

 

 

Учет стадии жизни, на которой находится клиент, определяет стратегию оказания ему социальных услуг. В этом участники проекта убедились, посетив многопрофильный Центр социальных услуг, функционирующий на средства муниципалитета г. Бристоля.

Группа оценки нуждаемости из четырех работников в месяц обслуживает 150 человек в больницах и на дому. Группа быстрого реагирования посещает на дому (до 4-х раз в день в течение 10 дней) тех, кто не справляется с самообслуживанием после перенесенного заболевания или травмы. Непосредственно в Центре работает реабилитационное отделение для тех, кто после пребывания в больнице еще не готов к самостоятельной жизни, кому необходимо освоить технические средства реабилитации.

Центр способствует координации деятельности учреждений здравоохранения и социальных служб, обмену информацией, более гибкому использованию бюджетных средств.

Хотя основная цель визита была обозначена как ознакомление с практикой оказания социальных услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности Великобритании, несомненный интерес вызвал рассказ о работе по обеспечению перехода молодых людей 13-25-летнего возраста с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни. “Ничего для нас без нас” – этому требованию, выдвигаемому объединениями людей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья, стараются соответствовать и клиенты, и работники социальных служб в повседневных партнерских отношениях.

Самодеятельный театр, где люди с трудностями в обучении разыгрывают спектакли на тему своих проблем; консультации по поиску доступной работы; кооператив, оказывающий услуги по уборке, где работают трудно обучаемые и здоровые люди; подготовка видеоинформации для тех, кому не удалось освоить грамоту. Таковы лишь некоторые из программ, осуществляемых социальными службами г. Бристоля в данном секторе социального обслуживания.

 

Мнение участника проекта

Евгения Аликебедова:

“Государственная политика Великобритании в отношении престарелых граждан и инвалидов ориентирована на создание полноценных условий для их проживания в домашних условиях, в первую очередь за счет широкого предоставления нестационарного социального обслуживания. Социальная и медицинская помощь, предоставляемая престарелым и инвалидам на дому, рассматривается в качестве важного элемента реализации всей социальной политики, в значительной мере позволяющей разрешить многие проблемы этой категории лиц, связанные с одиночеством и утратой интереса к жизни, способствующей развитию контактов с окружающими, улучшению жизненных условий.

Государство через различные министерства координирует реализацию общих принципов социальной политики, осуществляет финансовый контроль и контроль качества социальных услуг.

Переход в дом-интернат отодвигается на возможно поздний срок, когда самостоятельная жизнь уже невозможна.

Важно отметить, что большой популярностью среди пожилых граждан, особенно одиноких, пользуются дневные центры, ориентирующие свою деятельность на организацию досуга и питания, а также оказание помощи семьям, имеющим в своем составе престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе.

Заслуживает внимания накопленный опыт по созданию оптимальных условий проживания престарелых и инвалидов. В тех случаях, когда жильё перестаёт соответствовать их требованиям, местные органы власти или неправительственные организации могут провести переоборудование жилья или предоставить за умеренную плату специально приспособленные квартиры, оснащенные средствами связи с работниками службы помощи на дому или родственниками. Водится оплачиваемая должность управляющего таким жилым фондом при наличии в районе большого числа переоборудованных для престарелых квартир.

И в России, в Великобритании справедливо считается, что даже лучшие дома-интернаты не могут заменить заботу семьи и домашнее проживание, поэтому весь комплекс государственных мероприятий в отношении престарелых граждан и инвалидов ориентирован на создание полноценных условий для их проживания в домашних условиях.

Нужно особо отметить формы работы социальных служб Великобритании, которые отличаются от  форм социального обслуживания, ставших привычными в России:

развитие частного сектора по предоставлению социальных услуг на дому;

развитый добровольческий сектор в социальной поддержке людей пожилого возраста, особенно в сельской местности;

предоставление социальных услуг только наиболее нуждающимся, с высокой степенью потери способности к самообслуживанию клиентам (более адресное предоставление услуг, строго индивидуальный подход);

предоставление услуг не в натуральной форме, а в денежном эквиваленте, но по желанию клиента и с учетом его возможностей.

построение работы социальных служб с пожилыми людьми на “концепции выбора”, где главный акцент делается на принятие самостоятельного решения из нескольких предложенных вариантов;

развитие менеджмента и методов оценки эффективности профессионального социального обслуживания”.

 


 

Мнение участника проекта

Марина Токаева:

“Теплый прием, хорошо организованные встречи, дружелюбная атмосфера во время пребывания в Великобритании способствовали оживленным дискуссиям, обмену идеями.

Ознакомившись с опытом работы социальных служб Великобритании, хотела бы применить в своем сельском районе метод работы междисциплинарных групп, что позволит повысить качество обслуживания и избежать нерационального использования рабочего времени социальных работников. Это поможет координировать наши усилия с родственниками, осуществляющими уход за пожилыми людьми или людьми с ограниченными возможностями.

Хотелось бы глубже изучить методику проведения индивидуальной оценки нуждаемости в социальных услугах, на основании которой составляется индивидуальный план социального обслуживания клиента.

От участия в визите получила огромное удовлетворение, как профессионал в области социального обслуживания, положительный эмоциональный заряд и стремление совершенствовать свою работу”.

 

 

 

К оценке результатов ознакомительного визита в Великобританию, высказанной участниками проекта, остается добавить немногое.

Демографические прогнозы в части старения населения, оценки состояния здоровья пожилых людей свидетельствуют о том, что индивидуальная и общественная потребность в социальных услугах у лиц, перешагнувших порог пенсионного возраста, будет нарастать. Кроме того, потребность в таких услугах устойчиво испытывают лица с ограниченными возможностями физического и психического здоровья.

В последнее десятилетие, прошедшее под знаком пристального внимания мирового сообщества к проблемам указанных категорий народонаселения, на новую ступень поднялась работа социальных служб. Ускоренное развитие национальных систем социального обслуживания, как важного элемента систем социальной защиты, послужило закреплению в общественном сознании высоких стандартов социальных услуг и еще более высоких ожиданий, предъявляемых людьми к социальным службам. Фактически произошло слияние таких понятий, как потребность в социальных услугах и нуждаемость в социальных услугах, что означает для социальных служб постоянный рост ответственности в части обеспечения качества социальных услуг при регламентируемых ресурсах на  эти цели.

В Великобритании и России идет поиск решений, которые позволили бы повысить устойчивость социальных служб, при этом учитываются национальные традиции, приоритеты в области социального развития и располагаемые ресурсы.

Презентации работы социальных служб Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и г. Кемерово, предложенные вниманию британских коллег соответственно И. Кинзиной и Т. Нестер, были встречены с интересом.

Работа в постоянном режиме диалога; пожелание посетить Россию с ответными визитами, высказанное британскими коллегами; пожелания с обеих сторон о возможном в будущем установлении партнерских связей между региональными социальными службами свидетельствует о том, что работники социальных служб двух стран взаимно заинтересованы в обмене опытом, который обогащает теорию и практику социального обслуживания.